Отсюда:
www.dtbooks.net/2016/01/richard-ii-barbican-201... Елизавета И.: Richard II, Barbican, 2016
И еще один отзыв о спектакле "Ричард II" в новой версии. Автор нашего блога Елизавета И. Оригинальная запись:
silbern-drachen.livejournal.com/303325.html![](http://1.bp.blogspot.com/-FH-5HWGl0Xs/Vp9K_5bFRLI/AAAAAAAATSA/h0nHyKBsXVY/s640/1huYKHfxPws.jpg)
![](http://1.bp.blogspot.com/-FH-5HWGl0Xs/Vp9K_5bFRLI/AAAAAAAATSA/h0nHyKBsXVY/s640/1huYKHfxPws.jpg)
В Лондон я, как известно, ездила сходить в театр. И пора бы уже об этом.
Забыть не боюсь, разве что затереть собственное впечатление чужими словами. А главное, моих за неделю у меня не прибавилось, ещё немного, и они разлетятся совсем, а я так и не запишу ничего - о "Ричарде II" у меня не случайно нет ни одной полноценной внятной записи, слишком хорош... что так что хватит тянуть, пора зафиксировать то, что можно.
читать дальше
![](http://4.bp.blogspot.com/-WFfYFphzd0A/Vp9LWRurB6I/AAAAAAAATSM/zZyaAGimR9E/s1600/20160110_165545.jpg)
![](http://4.bp.blogspot.com/-WFfYFphzd0A/Vp9LWRurB6I/AAAAAAAATSM/zZyaAGimR9E/s1600/20160110_165545.jpg)
"Сувенирное" фото, не имеющее иной ценности, как свидетельствовать, что Дракон там была и сидела вот так перед сценой.
Дважды, 8-го и 10-го числа. В первый раз, 8-го, спектакль был хорош, но не весь каст равно убедителен,а моё внимание в первую очередь занимали изменения по сравнению с записью - местами весьма существенные в связи с заменой актёров. 10-го уже лучше воспринималось целое, а кое-что прояснилось и встало на свои места.
Теннант 10-го вышел на сцену сплошным сгустком энергии, с присутствием и монаршим недовольством. ощутимым физически.
Вообще по сравнению с записью теперь некоторые акценты расставлены гораздо однозначнее, особенно что касается начала пьесы. Двор ещё более очевидно поддерживает Болингброка, новый Мобри выглядит однозначно виновным и сознающим это, бахвалящимся неубедительно и лишь для порядка. А король очевидно крайне недоволен раздуваемым скандалом. 10-го числа это раздражение ощущалось просто физически. В какой-то момент я, заметив, как у актёров на сцене встают дыбом наэлектризовавшиеся волосы, невольно хихикнула про себя, что при такой шаровой молнии в виде короля рядом это не удивительно. На обоих спектаклях его величество при милостивом спуске к Болингброку перед поединком подстерегала лестница. 8-го Теннант зацепился полой за что-то, спускаясь, после чего поднимался, очень картинно подобрав одежду. 10-го он запнулся, поднимаясь, уже на самом верху, и этот неподобающий факт явно настроения величества тоже не улучшил.
Вообще же в этот раз - притом, что в целом Теннант от прежнего рисунка роли особо не отклонялся - Ричард стал несколько более земным и реальным, менее воздушной сказкой из чистой капризной поэзии, и в нём виднее был зазор между маской и человеком и осознание этого зазора.
И, говоря об этом, нельзя не упомянуть сцену на берегу. Кажется, 10-го числа она была самой яркой, больной, страстной и цепляющей, что я видела.
А ещё, до 10-го числа мне как-то не приходило в голову, что Ричард просто на дух не переносит чужих слёз. Не надо плакать при его величестве, это неизящно, неэстетично и ужасно действует на нервы...
Пробегусь по заменам, кроме Моубри.
Совершенно мимо образа, на мой взгляд, новая Королева - слишком взбалмошная, слишком жёсткая, слишком злюка, а главное - в ней совершенно не видно любви к Ричарду. А без неё зачем она там нужна?
Гонт стал попроще и попрямодушнее, но смотрится вполне уместно.
Не уверена насчёт герцогини Йоркской - поправьте меня. она сменилась? Ка-кто слишком много улыбчивости было на её лице в не самые подходящие моменты...
Сменивший в роли Омерля Оливера Рикса Сэм Маркс на первом представлении оставил меня в недоумении, но во второй раз всё встало на свои места. Нам показали совершенно новую, по-моему, историю Омерля - отчаянно в короля влюблённого, и потому следующего за ним, норовящего прикоснуться... и в чуть изменённой сцене на стене замка Флинт теперь после краткого поцелуя Ричарда Омерль пылко целует его в ответ. Всю линию персонажа такая трактовка собирает воедино очень чётко, от наполовину против собственной воли следования за королём до лихорадочного срывания с головы капюшона в конце, чтобы последний раз взглянуть ему в лицо. И, по-моему, в этот раз это убийство как акт не столько предательства, сколько любви, глубокой невозможности оставить Ричарда в этой могиле заживо.
Самая серьёзная и самая спорная, на мой взгляд, замена - Болингброк. Найджела Линдси сменил играющий Генриха IV одноимённой пьесе Джаспер Бриттон. И персонаж оказался переосмыслен полностью. это просто совершенно другой человек. Если Болингброк-Линдси был прямолинейным, простоватым, почти неотёсанным рядом с рафинированным Ричардом рубахой-парнем, то Болингброк-Бриттон - с самого начала честолюбив, расчётлив и умён, и с самого начала в откровенной оппозиции к королю. Противостояние поэзии и прозы не ушло, но проза теперь вовсе не безыскусна и неуклюжа, напротив, она весьма умело рядится в красноречие - но не ради красоты, а ради личной выгоды.
В итоге этот Болингброк с самого начала вызывает раздражение и гадливость. Герой Линдси в начале первого действия на фоне самодурствующего Ричарда вызывал понимание и сочувствие, страшен делался потом. Герой Бриттона отталкивает с самого начала.
Но вот чего я не могу ему простить, так это сцены отречения. Оба раза второе действие производило на меня впечатление слабее, чем первое. Оба раза отречение не дотягивало до того, чем оно может быть. И на мой взгляд, в этом во многом вина Бриттона. Его Болингброк всю эту сцену хозяйски усмехается, снисходительно позволяя Ричарду поломать комедию напоследок. Там, где Болингброку-Линдси было явно неуютно, где он не мог чувствовать себя до конца уверенным в себе, потому что серьёзность совершаемого и сакральность власти вызывали у него невольный подавляемый ужас, Бриттону на всё наплевать. Но там уже есть плюющий на всё Нортумберленд, честно слово, двоих таких уже слишком много, это нарушает эмоциональный баланс сцены.
В конце Бриттон. увидев призрака, застывает с тем самым испуганным и пришибленным выражением лица, которое будет носить потом следующие две пьесы. В смысле последовательности оно, конечно, хорошо, но... раскаяние, подготовленное той самой отсутствовавшей долей неуверенности, было бы более достойным и впечатляющим, чем этот почти звериный и такой внезапный испуг.
В итоге в целом могу сказать, что я счастлива, что съездила, была там и видела это своими глазами. Знаете, один опыт нескольких дней потом, когда в голове постоянным фоном звучали фразы из спектакля, произносимые теми самыми голосами, многого стоит.
Но очень рада, что записана и останется у нас навсегда та, первая версия спектакля.
А ещё, осуществив одну театральную мечту, я тут же завела себе новую: хочу увидеть Теннанта на сцене в спектакле, пока тот ещё не будет для него настолько глубоко и безупречно выгран.
P.S. Если будет мимо кто пробегать из записных британских театралов, скажите, а у вас это принято, так легко отпускать актёров с поклонов? Честно говоря, полное отсутствие попыток вызвать лишний раз слегка удивило, особенно во второй вечер.
@темы:
Впечатления,
RSC,
"Ричард II",
Шекспир,
Дэвид Тэннант