Жизнь - это апельсин
Вчера познакомилась с DVD-версией "Юлия Цезаря" в постановке Дорана 2012 года.
До сих пор штормит. Сказать "понравилось" мало. Снесло и вынесло. С первого мгновения. С первого аккорда музыки.
Ах, как все легло! Как четко и обоснованно. Никаких натяжек "режиссеру так захотелось". Пьеса, со всеми этими богами, предрассудками, духами, заклинателями, прорицателями, сторонниками того, сторонниками другого, бунтами, мечами, клятвами, страстями, кровавыми жертвами и протча и протча сделалась дико злободневной и ядовитой. Нет правых! Их там нет. Из Брута, из бесформенной массы смутных убеждений, понемногу, постепенно вылупляется, вылезает на свет новый Цезарь, страшнее прежнего. Тлетворный этот дух давно заполонил всю страну. Тут все так живут. Плебеи, легко впадающие в экстаз и от празднеств и от насилия. Патриции, свергающие тирана, чтоб, передравшись меж собой и, вырезав родню противников под корень, а за ними и самих противников, а заодно и тех, кто просто под руку подвернулся, привычно занимают начальственное место. До следующего мятежа. Власть в этом углу меняется только так. И никого не жалко. Чуть отстраненно ставят перед фактом наблюдения за "природой". Никакой разницы между патрициями и плебеями, объединенных общим невежеством и способностью мгновенно и с наслаждением впасть в буйное дикарство. Никаких тог, туник, панцирей или колесниц. Современная Африка, с ежедневными сводками об очередном сюжете об очередном юлии цезаре. Обобщение и метафора, разящие наповал сильнее прямолинейных заявлений.
Этот спектакль для чувствующих, думающих, не зацикленных, тех, кто свободен от расовых и иных предрассудков. Мощнейшее доказательство: хорошему режиссеру автор не помеха. Шекспир написал политический триллер, с бесконечными витками истории. Это понимаешь. Достаточно вникнуть, почувствовать текст. У Дорана он - живой, он дышит. И это гениальное решение: соединить мощь древней африканской культуры и четырехсотлетний текст белого континента. Части пазла стыкуются, образуя грандиозный эмоциональный узор. Фантастические актеры, не могла оторваться. Трижды крутила запись. Слова восхищения постановкой перешли в одно сплошное "А-а-а!!!" бесконечных восторгов, когда попыталась по телефону описать подруге свои чувства. И первое, что пришло на ум: "Мистер Доран, вы - гений!".
Очень хотела найти самое-самое начало спектакля. Пока нашла вот эту официальную зарисовку с музыкантами.
До сих пор штормит. Сказать "понравилось" мало. Снесло и вынесло. С первого мгновения. С первого аккорда музыки.
Ах, как все легло! Как четко и обоснованно. Никаких натяжек "режиссеру так захотелось". Пьеса, со всеми этими богами, предрассудками, духами, заклинателями, прорицателями, сторонниками того, сторонниками другого, бунтами, мечами, клятвами, страстями, кровавыми жертвами и протча и протча сделалась дико злободневной и ядовитой. Нет правых! Их там нет. Из Брута, из бесформенной массы смутных убеждений, понемногу, постепенно вылупляется, вылезает на свет новый Цезарь, страшнее прежнего. Тлетворный этот дух давно заполонил всю страну. Тут все так живут. Плебеи, легко впадающие в экстаз и от празднеств и от насилия. Патриции, свергающие тирана, чтоб, передравшись меж собой и, вырезав родню противников под корень, а за ними и самих противников, а заодно и тех, кто просто под руку подвернулся, привычно занимают начальственное место. До следующего мятежа. Власть в этом углу меняется только так. И никого не жалко. Чуть отстраненно ставят перед фактом наблюдения за "природой". Никакой разницы между патрициями и плебеями, объединенных общим невежеством и способностью мгновенно и с наслаждением впасть в буйное дикарство. Никаких тог, туник, панцирей или колесниц. Современная Африка, с ежедневными сводками об очередном сюжете об очередном юлии цезаре. Обобщение и метафора, разящие наповал сильнее прямолинейных заявлений.
Этот спектакль для чувствующих, думающих, не зацикленных, тех, кто свободен от расовых и иных предрассудков. Мощнейшее доказательство: хорошему режиссеру автор не помеха. Шекспир написал политический триллер, с бесконечными витками истории. Это понимаешь. Достаточно вникнуть, почувствовать текст. У Дорана он - живой, он дышит. И это гениальное решение: соединить мощь древней африканской культуры и четырехсотлетний текст белого континента. Части пазла стыкуются, образуя грандиозный эмоциональный узор. Фантастические актеры, не могла оторваться. Трижды крутила запись. Слова восхищения постановкой перешли в одно сплошное "А-а-а!!!" бесконечных восторгов, когда попыталась по телефону описать подруге свои чувства. И первое, что пришло на ум: "Мистер Доран, вы - гений!".
Очень хотела найти самое-самое начало спектакля. Пока нашла вот эту официальную зарисовку с музыкантами.
Оля, а у тебя "Цезарь" с переводом или без?
С закадровым синхроном и оригинальной дорожкой. Субов нет.
У меня "Гамлет" тоже был где-то в декабре, первых числах. Надо бумажный дневник полистать, там вроде было записано. Я не помню, как именно сформулировала мысль о режиссере. Факт, что пришла в восторг. А когда дошло, что "Ричарда" он поставил... Так что мои нынешние вопли - повторение уже доказанного.
Режиссер он необыкновенный. Факт.
В "Макбете" мне безумно нравится Шер. Чисто постановочно вообще "Макбет" нравится сильнее "Гамлета", он лучше сделан, но пересматриваю я его гораздо реже тем не менее - тяжелый он.
Актерские работы у Дорана вообще отдельная повесть.
Сам спектакль очень интересен. Просто с моими душевными настройками не совпадает. Возможно, так и надо. Я его сразу после "Цезаря" пересмотрела и почувствовала общий нерв режиссера. Вот у каждого постановщика есть свой почерк. И, кажется, я начала улавливать его.
Мне нравится, что Доран освобождает свои спектакли от винтажной шелухи (для меня, по крайней мере) и растормашивает воображение зрителя.
"Макбет" - тяжел. Да, просто так трудно смотреть. Но смотреть надо. Без него не будет цельной картины мира по Дорану.
Я Фальстафа видела уже после Макбета и когда еще только узнала, что Шер будет играть все не могла понять, как Доран сделает веселого толстяка из грациозного хищника (кстати, сам Шер своего Макбета называет "плотоядным", очень точное слово; вообще это его герой, он говорит, что таких "я смогу сыграть, даже стоя на голове"))). Но общее кстати есть и у Фальстафа и у Макбета - это жажда жизни.
"Макбет" - о безумии. И ДОран нас ведет коридорами этого безумия почти буквально. И это тяжело как всякое безумие.
И еще - леди Макбет. До чего же у Дорана красивы возрастные женщины (леди Макбет, Гертруда) - породистые, яркие.
Подписываюсь. О безумии. И война у Дорана лишена грациозности. Она груба, омерзительна и отвратительна.
сам Шер своего Макбета называет "плотоядным"
А как глаза сверкают!!! Ух!
И еще - леди Макбет. До чего же у Дорана красивы возрастные женщины (леди Макбет, Гертруда) - породистые, яркие.
У него все женщины потрясающи. Он их подает с таким блеском! А как сходит с ума леди макбет. Это настолько НАТУРАЛЬНО, что мне чуть дурно не сделалось!
У него все женщины потрясающи.
Ну вот Офелия или королева из "Ричарда" - совсем другой типаж. Я уж думала, Доран просто юных девушек не воспринимает, возрастные у него ярче всегда, но тут появилась жена Хотспера в "Генрихе" - совершенно потрясающая. Ну и Долл Трешит))
А как глаза сверкают!!! Ух!
Ой, там когда глаза начинают сверкать, я волю теряю))))