Жизнь - это апельсин
Неловкая, давящая, гнетущая тишина дважды виснет в "Ричарде". Первый раз на поле поединков, когда Маубрей решил выступить с речью и повисло враждебное молчание. А во второй, когда Ричард покинул зал, где он отрекся. Все стоят со стыда не смея голов поднять, Болингброк смеется деревянным смехом, вскинув голову со странным выражением лица. (То ли музыки-цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь... Цитата) Его только что унизили. По-настоящему. И кто?!! Кого считали ни на что не годной размазней! Слабаком!! Тряпкой!!! Механический смех из глотки. Болингброк пытается сделать вид, что все идет как надо, но не сдержится. Каблуком вдавит зеркало, по лицу волной гримаса ненависти. Как ни прятал, а подлинная правда рванула из всех щелей наружу.



Крайний слева - Омерль; крайний справа - Йорк.
Скриншоты: strangeparticles.tumblr.com/post/88192288383/fo...



Крайний слева - Омерль; крайний справа - Йорк.
Скриншоты: strangeparticles.tumblr.com/post/88192288383/fo...
Забавно получилось: было замечательное настроение целый день и дважды мне его изумительно портили. И Болингброк рванул наружу, благо кто-то сделал эти скрины. Вот ведь...
Но то, что Маубрей исполнил повеление и остался в изгнании, занятие себе нашел - делает ему честь.
У сильного не станут отнимать корону вот так в наглую. Сильными считали воитилей, а этот толком отпор организовать не сумел, на друзей (хочу их всех в кавычки) положился. Гонт и гонтов сын не видели в нем силу, ведь Ричард не воевал. Ричард занимал у ближнего круга деньги, ну или отбирал у других на нужды государства.
Болингброк совесть-то потерял, но вот страх божий... "Там наверху...там в подлинности голой лежат деянья наши без прикрас...". Он так чувствует и это его страшит. Слишком далеко зашел, отступать поздно, а слабину дашь - свои же разорвут, вон Нортумберленд за спиной маячит (а он и отмаячит потом, как миленький, бунт затеит мало не покажется).
Ричард для них всех слабак. В их глазах, в их представлении о силе. И вдруг налетели на стену. Может, даже ужаснулись в какой-то момент содеянному, но... отступат поздно, придется доиграть начатое. Разве что Хотспер, тот все еще не остыл от военных действий. Они все там сначала, как застоявшиеся кони и азарт войны пьянит честную компанию.
Слова Болингброка у стен Флинта многих сбивал с толку и шекспироведы даже считали, что при переносе пьесы на бумагу, кто-то ошибся и славословие в честь короля должен сказать Йорк. И иногда так и играют, эти слова читает Йорк. Я доверяю Грегори Дорану, его умению вчитываться в текст. Полагаю, он не один год шел к этому "Ричарду", готовился, сопоставлял и оставил все, как есть - текст произносит Болингброк. Почему? Для него Ричард и король и родственник. Сейчас он видит короля, власть и душа малость в пятки. А во дворе увидел родственника и все по-новой.
А здорово ему испортили праздник! "Мене нарушают праздник!!!" - И.Бабель
Я так это почувствовало. Захлестывает каждый раз, когда эта тишина и смех... И всем присутствующим стыдно, глаза поднять не смеют, тяжко. Словно Ричард все еще тут и смотрит на них. Словно кто-то еще, более могущественный, чем все эти лорды и в кого верят они по необходимости, тоже тут и смотрит в их лица... "Какими же словами молиться тут?.."
Ну вот про двор. Гляньте, как БОлингброк смотрит, когда Ричард говорит: "Вы в Лондон? Я с вами". У него настороженное очень лицо. На этом лице написано: "Черт. Что-то идте не так". Я представлял себе это по-другому".
Я сейчас вот прямо пишу и думаю, почему я считаю, что они не считал его все же тряпкой и слабаком. Возможно, из-за чувств, которые они к нему испытывали. Гадливости к нему не было, жалости. Да, возможно, они посчитали признаком слабости его капитуляцию, возможно, рассчитывали на больший отпор - тут согласна. Возможно, обрадовались. Но недолго - он когда к ним спустился, стало понятно, что легко не будет.
но согласна с тем, что они думали, что победа достанется им гораздо легче. точнее, они не думали, что у победы может быть вот такой вкус. им туда Ричард вбухал соли и перца от души: "А теперь кушайте на здоровье"
Мои восторги начали расти, когда уловила несоответсвие между восприятием Ричарда лордами-милордами и тем, как я воспринимаю Ричарда.
Они (всех толпой, роя копытом землю): ну когда ж пойдем пограмим французов, что б им.... далее непереводимый фольклор.... было?!!
Ричард (в задумчивости, решая что-то свое): А?... А... Потом.
И так несколько раз, пока не появляется указ о штрафе за вражду между своими.
Они (хором): Караул!" Это ущемление наших естественных прав и потребностей! "Мне надо хоть кого-нибудь убить!" (сбиваются кучкой и начинают строить коварр-ррные планы).
Простите, у меня сейчас отходняк и бумажный дневник сплошь из вот таких пародийных зарисовок.
То, что играет Уишоу я вынести не в состоянии. Авторы решили "пойти до конца" и увлеклись. Такое не могло столько лет быть на троне и более десяти лет править самостоятельно. И вообще вся картина с выбором кто кого играет не шибко ложиться в душу. У Болингброка вообще лицо бухгалтера.
Спектакль Дорана сначала шокировал, а затем начал раскрываться послевкусиями. И столько там деталей, столько моментов! (Спасибо за Йорка - не заметила, я смотрю на Ричарда в тот момент) Да, Вы правы, они - Гонт с Йорком - его воспринимают как мальчика, на которого надели в десять лет корону. И из-за этого я их тоже не люблю. Они все ждут, что он меч из ножен, да на коня, да зычным голосом, а он - накрашенные ногти, длинные волосы, на лице такое высокомерие, что ой мама! Его интересы - не их интересы. Они его не понимают. А так как Гонт свято уверен в своей правоте, то начинается вся эта карусель. Гонт на ристалище ведь голос поднял на короля. Гаркнул тоном директора сиротского приюта на воспитанника. Не имел права по моим убеждениям. И дома зудел с утра до ночи: король - то, король - се, пропала бедная Англия, надо спасать страну.
Слабость имеет массу оттенков. Можно дойти до крайности и будет Уишоу. (Бр-р-р! И мне такое неинтересно. Слишком в лоб) Можно, как у Джакоби. Там другие оттенки, пока не подобрала нужных слов. И можно как у Дорана, где окружающие нарисовали себе в воображении портрет, по разумению своему, местами не совпадающий с оригиналом. Они его не поняли, недооценили, неверно истолковали, вели себя как хамы распоследние (а заговорщики и есть хамы и во главе у них Нортумберленд, а Болингброк как символ, что все законно, кто ж хочет получит отлучение от церкви за мятеж). Холопы захотели в барские покои, а для этого надо поприжать барина. Раз терпит мелкие выходки, то слабак и не достоин нашего уважения, нефиг одному в стольких комнатах, мы тоже хотим. Взяли того терпеливого барина за шиворот, да и с высокого крыльца под зад ногой в тяжелом сапоге. А барин утерся, посмотрел им глаза наглющие да и сказал: что ж, правы, сам дал потачку, но и вы получите... Не от меня... От того, кто над нами...
Сейчас в моде слово "брутальность". Козыряют им через слово, описывая любимых мужиков. А еще "мачо". И все, что не подходит под эти два эпитета, то вроде, как слабак и тряпка. Я это на улице вижу-слышу, во дворе, в разных передачах. И мне это не нравится.
Ричард слишком тонко настроен, что б его понимали все эти любители помахать мечами, а потом подумать. А лучше и не думать, как Хотспер. И его ненавидят, потому что он им - чужой, он непонятный, а все непонятное вызывает жгучую ненависть и... страх. Простите, тут уже личное и прожитое-проживаемое мною лично. Я не ассоциирую себя с Ричардом Тэннанта, но так чувствую и понимаю спектакль Дорана, какие-то его мотивы. И мне спектакль сейчас очень и очень помогает по жизни. Он - важное для меня событие. Ой, это долго объяснять.
Зарисовки чудесные у вас )))) Насчет "А.... потом..." напомнило как Ричард слушал Йорка, сидя в кресле недавно умершего Гонта: повернувшись вполуха к Йорку, кажется, даже кивая ("да, дядя, да, я весь внимание"), но с полностью отсутствующими глазами и явно мыслями уже в ирландском походе ("да нет, дядя, я слушаю, вы говорите, говорите...").
Вот. Я кажется поняла. Он был не тряпка и слабак. Но он был очень эмоционален. Они все держатся и сдерживаются, что-то из себя строят (мачо, ага), а этот бегает, стучит скипетром по крышке гроба, красит ногти, высмеивает врагов в компании фаворитов, смеется, когда смешно и плачет, когда больно. Он... уязвим. Вот эта его царственность и отношение к себе - его слабые точки. Но уязвимость и слабость очень разные вещи. Они знали куда бить, но не подозревали, что его не сломает.
А в представлении Ричарда - они все милые люди, грубые малость, но вполне себе... Достойные... подданные в конце-концов, а стало быть он в ответе за них. Они не понимают, что отказываясь с ними биться, он спасает им жизнь. Это против правил, уклонение от поединка - позор, оскорбление, тяжкое оскорбление. Стоило Ричарду согласиться отречься от престола, как они все мгновенно кинулись перчатками махаться. Они и друг дружку тоже ненавидят. Потому что право сильного - я прав, остальные чмо! А то, что сила в милосердии - так это ж не для них. Они этого не поймут и не оценят (добрые христиане называется!)
Отношение к ним ко всем Ричарда... Мне каежтся, он знал им цену. Йорку, Гонту и компании - точно. Ну то есть заговора конечно не ожидал, но и не считал их честными и чистыми. Он их игнорил по-большому счету.
Но там есть моменты сильные очень. То, что он удивляется, увидев список преступлений говорит о том, что ему бы никогда не пришло это в голову, если бы он был на их месте. И то, что он не находит в себе силы перед смертью проклясть Омерля - вот это тоже очень сильный момент.
Вообще, у Шекспира есть некоторые исторические отхождения, которые в всеми нами любимой постановке оказываются нивелированы до минимума - например, предательство Омерля - факт, после низложения Ричарда он, хоть и лишился собственности, но стал Ретлендом и оставшуюся жизнь верно служил Генриху уже 4-му.
У Норвича в его "Истории Англии" много интересной информации. ИМХО, версию Дорана ещё интереснее смотреть зная весь этот исторический бэкграунд - в конце концов, она на нем и основана.
К слову, с Моубри тоже ситуация интересная. На последнем при Ричарде парламентском слушании Болингброк "выступил перед всей ассамблеей и по поручению Ричарда сообщил о недавнем разговоре с Мобри, в котором тот, как написал Холиншед, "произнес некоторые слова, бесчестящие короля"... Согласно его рассказу, месяц назад они вместе ехали верхом на лошадях из Брентфорда в Лондон и Моубри заметил, что их обоих ждет смерть в наказание за Рэдкот-Бридж. Болингброк напомнил, что король их простил, и тогда Моубри возразил: невзирая на прощение, король поступит с ними точно так же, как и с другими жервами... группа лордов, близких к королю, замышляет убить их обоих в Виндзоре сразу же после парламента вместе с отцом Генриха Джоном Гонтом, герцогами Эксетером и Албемаром и маркизом Дорсетом. Соответственно, им надо либо принимать ответные меры, либо бежать из страны, пока ещё не поздно." Собственно, этот эпизод является приквелом событий, с которых началась пьеса.
Касательно ориентации и шизофрении, Ричард и с той и с другой стороны давал немало поводов, и в том и в другом его обвиняли хроники еще до победы Болингброка. Просто при новом короле стали домыслы и догадки записывать как догму, плюс немножко преувеличили: у него были проблемы с эмоциональностью и самоконтролем, конечно, вот их и "докрутили" до шизофрении.
сБ, а то мне надоело цитаты вставлять))
Чистым и звенящим мне Норфолк показался с самого начала - другой вопрос, что я сомневаюсь, что у Дорана в, например, подвалах RSC лежат какие-то кардинально отличные от известных тома хроник - соответственно, исходил он из той же информации, которая доступна нам. Просто мне кажется, что на фоне такого не очень хорошего Болингброка, на преступлении которого делает акцент не столько пьеса, сколько режиссер, все пригрешения Моубри кажутся незначительными, соответственно, он и кажется таким "весь в белом".
Касательно ориентации и шизофрении, Ричард и с той и с другой стороны давал немало поводов
Насчет первого, вроде, самым сильным аргументом является Де Вер, у которого была любовница, так что... А насчет неустойчивого характера это да. Но а что вы хотели от человека, которого повенчали на царствование в 10 лет? Да и до смерти Анны он ещё неплохо держался, а вот после да, башню сорвало.
но и нарциссизм, то, что интересовался больше нарядами, чем легитимными мужскими занятиями типа войны, отсутствие детей (что ставило под сомнение исполнение королем супружеских обязанностей) и любовниц и то, с какой страстью он одаривал фаворитов титулами и богатствами и то, что сильно почитал Эдуарда II, подражал ему на уровне эстетики и даже хотел канонизировать
ну это-то понятно)) я потому и сказала "самый сильный аргумент" - ибо "без тела нету дела", соответственно, разрозненно все эти штришки, конечно, намекают, но не прямо говорят. Просто Де Вер, на моей памяти - единственный, привязанность к которому Ричарда была настолько сильна и очевидна *ради него придумать титул "маркиз" о многом говорит, как по мне*, с кем можно прямо связать все эти факты и сделать логичный не только для современного человека вывод.