katja-konfetka.livejournal.com/53535.html?view=...Исследование-размышление об образе Королевы в спектакле, щедро проиллюстрированное скриншотами.
И зарисовка о замке Флинт:
katja-konfetka.livejournal.com/37106.html?view=...Поцелуй с предателем. 30 май, 2014 в 19:54
Как и обещала, продолжаю написание отзыва о спектакле. Сорри за задержку.
Замок Флинт. Сцена погружается во тьму, и откуда-то сверху опускается помост, на котором стоит Его Величество вместе с Омерлем. (Краткое отступление. Кто мне скажет, как они туда взобрались? Мало того, что высоко, узко, так оно ж ещё и движется! И заграждение не сплошное. Лично я бы визжала на весь театр, если меня туда поставить – а кое-кто с этой конструкции ещё и ноги свесил, усевшись на край).
читать дальшеРичард встречает противника во всём великолепии. Его голос, кажется, звучит откуда-то из-за облаков – но операторы милосердны к зрителям, и камера постепенно поднимается к лицу короля. Растерянного, испуганного существа из «Пустой короны», явно трясущегося перед лицом захватчиков, нет и близко. Перед нами не человек, но маска – величественная, хладнокровная… Один из тех моментов, когда отчётливо понимаешь, что в Ричарде есть довольно сильный внутренний стержень. И совсем не верится в то, что это конец…
А потом Нортемберленд уйдёт, и Ричард снимет расшитый золотом наряд, доспех - и схватится за сердце. Наедине с Омерлем он перестаёт сдерживаться, даёт волю страху, раздражению; снова заводит разговор о могилах. Почему-то мне кажется, он сам в этот момент не до конца верит в то, что говорит. Понимает всю сложность положения, но у него эти кельи и могилки не укладываются в голове, и всё внутри сопротивляется этой чудовищной, противоестественной ситуации. (И снова из него драма квин вылезла – он даже не пытается успокоиться, ещё больше себя накручивая). Он забывается, растворяется в своей печали. И вдруг…
«Омерль, ты плачешь?» Обернувшись, Ричард обнаруживает рядом испуганное, сжавшееся в комок существо. Он только что лелеял собственные страдания – но сейчас, забыв обо всём, садится рядом и изо всех сил старается успокоить расклеившегося кузена. Омерлю, кажется, это даже неприятно; он поворачивается к Ричарду - на лице написано отчаянье и немой упрёк. А потом нам показывают самого Ричарда.
Какое-то непостижимое для меня выражение лица. В нём столько всего намешано – боль, сострадание, растерянность, желание не-одиночества и бог весть что ещё… От короля сейчас не осталось и следа. А Ричард-человек всё своё внутреннее напряжение, всю глубину и силу своей натуры вкладывает вот в это простое движение навстречу, в секундный порыв – да гори оно всё огнём! – и крепко целует Омерля. Позже этот поцелуй обернётся для него ударом кинжала в спину. А пока Омерль тихо опускает голову ему на грудь, продолжая сотрясаться от рыданий – и Ричард прижимает его к себе, как то последнее, что у него ещё не отняли. Почему-то мне кажется, что сейчас перед его глазами возникли лица тех, кого он уже потерял или может потерять – фаворитов, королевы, кто там ещё с ним остался… «Я вас никому не отдам». Сейчас он гораздо сильнее, чем казалось минуту назад. И как никогда, чувствует близость смерти… Но вот уже кузен понемногу успокаивается; Ричард в шутку примеряет ему корону на голову – «Ну как, ты в порядке?» – и сам горько усмехается. Надел корону, расправил плечи – Болингброк уже близко; последний раз коснулся щеки Омерля – «Мы ещё повоюем» (о, с какой силой этот настрой потом выплеснется в сцене отречения!). Всё. Перед нами снова Король. А этот Ричард кажется видением; тень его мелькнёт лишь перед коленопреклоненным дядей Йорком…
Я не представляю, что должно быть у людей в голове и в сердце, чтобы такую историю вписать коротким отрывком между шекспировских строк. Аккорд, прозвучавший так глубоко, и так по-человечески. И гениальное режиссёрское решение с поцелуем Иуды наоборот. Браво! (Про Теннанта молчу, потому что на него никаких слов давно не хватает).
@темы:
Впечатления,
RSC,
"Ричард II",
Шекспир,
Дэвид Тэннант
По лестнице (на лифте нельзя - мало ли что) бегут, не по-королевски подняв подолы, на седьмой (вроде бы седьмой...) этаж театра и там со специального помоста переходят на этот мостик. )
Не смотрели подпольные видео с моей экскурсии по бэкстейдж вконтакте? ) vk.com/page-64483458_46912994
Значит, такелаж и команда. Здорово! Нет, правда. Маленькой я влюбилась в море, в эти термины, в парусники, будучи абсолютно сухопутной. Одно время без запинки называла парусные суда по типу, названия снастей и деталей корпусов. Мама подкармливала увлечения книгами из библиотеки.
А рабочих сцены до сих пор набирают из бывших матросов?
Вряд ли ) К тому же сейчас практически все автоматизировано - только на кнопочки нажимай. Но вот традиция не свистеть осталась )) В театре вообще много всяких разных традиций и суеверий, ну, ты, наверное, знаешь ) Типа, нельзя есть на сцене - в смысле, по-настоящему, есть, а не если того требует сюжет )
Лично я за автоматизацию, а монтировку все равно люди будут делать. В роликах, где рассказывают о создании спектакля, перед "Генрихом" - там показывают откуда управляют машиной сцены. Круто! И не хилое образование должно быть у того, кто сидит за пультом. Спекциальные записи для спектаклей, когда что включается-работает-звучит называют "партитурой". Световая партитура, звуковая партитура.
Суеверий полно. Некоторые выглядели не вытекающими из традиций, а больше капризами. Я имею в виду местные.
Мне нравилось выражение "проявить неуважение к сцене". Ее поверхность считалась живым существом в каком-то смысле. Ступить на нее в той же обуви, что бегал только что по улице - неуважение. За кулисами еще можно, на открытую залу поверхность - ни-ни. Вот это одушевление сцены нравилось. Интересно сравнивать традиции театрального закулисья.
Очень жалею, что не знаю этот мир не достаточно хорошо. А то, что знаю, это так - "по поверхности прошелся" (цитата).