Жизнь - это апельсин
Все таки прошлогодняя больница отъела у меня кусок мозга. Факт! Я-то сокрушалась по "короткой" памяти, просила у врача совета, а тут обнаружила дыру-дырищу в "долгой". Да какую!..
Все, пора каяться. "Кланяюсь в ножки, простираюсь во прахе..." (цитата из Бомарше) Я так долго и с упоением радовалась, что Доран в "Гамлете" текст не тронул. Ага, не тронул! Еще как тронул! Он виртуозно переплел между собой куски Второго и Третьего актов, переставляя местами диалоги и монологи, укрупняя и подчеркивая все, что произошло вслед за встречей Гамлета с Призраком. Хотите знать, как на самом деле все идет друг за дружкой - смотрите фильм Козинцева. Тот сокращал нещадно, но ничего не переставлял. (Кажется...) А Доран пошел за репликой Полония Офелии: "Идем и все расскажем королю". Здешний Первый министр королевства даром что может забыть с чего начал витиеватую речь, а дело свое знает. Сначала Клавдию мигом обернувшихся послов представил, а затем (и тут начинаются "вольности") подзывает Офелию с письмами Гамлета в руках. Мол, можете сами убедиться...
Далее в пьесе он бежит навстречу, слоняющемуся по галерее, Гамлету. "Слова, слова, слова..." У Дорана, завидев принца, Король и Полоний быстренько прячутся в засаде, Королева уходит, предоставив мужу самому решать, а Офелия просто исчезает из зоны видимости. С этого места во Второй акт вторгается Третий.
Да, да, да... Я совершенно забыла, что "Быть или не быть" находится посередине и делит собой пьесу на две части. Забыла, что он в Третьем акте! Что он после приезда актеров и монолога "Один я. Наконец-то...". И ни разу не захотела хорошенько все проверить, настолько замечательно вписался "Быть или не быть" в первое появление принца после встречи с Призраком. Не было швов!!! Уметь надо!!! Монолог подчеркнул стократно (для меня) насколько изменился Гамлет, какой ад разверзся перед ним и насколько это тяжко выносить. Ну, это то, что на поверхности. Вглубь, там еще "мильён" слоев.
Второй акт вернется, когда Полоний всячески будет мешать Гамлету открыть месторасположение шпионящего Клавдия. "Слова, слова, слова..." - принц подобрал книгу Офелии и зло дразнит старика.
Сие открытие сделал вчера и долго себя костерила на чем свет. М-да... Простые вещи стала забывать!
P.S. Огромная просьба не принимать все это на свой счет. Огромная. Просто я так долго жила "в обнимку" с текстом пьесы и вдруг обнаружила, что не могу точно ее вспомнить. Даже не сам текст, а хотя бы что за чем.
Никогда не понимала героев сентиментальных историй, говорящих: "Я вот хотел вспомнить его лицо и не смог...". Вчера узнала, что это такое.
Все, пора каяться. "Кланяюсь в ножки, простираюсь во прахе..." (цитата из Бомарше) Я так долго и с упоением радовалась, что Доран в "Гамлете" текст не тронул. Ага, не тронул! Еще как тронул! Он виртуозно переплел между собой куски Второго и Третьего актов, переставляя местами диалоги и монологи, укрупняя и подчеркивая все, что произошло вслед за встречей Гамлета с Призраком. Хотите знать, как на самом деле все идет друг за дружкой - смотрите фильм Козинцева. Тот сокращал нещадно, но ничего не переставлял. (Кажется...) А Доран пошел за репликой Полония Офелии: "Идем и все расскажем королю". Здешний Первый министр королевства даром что может забыть с чего начал витиеватую речь, а дело свое знает. Сначала Клавдию мигом обернувшихся послов представил, а затем (и тут начинаются "вольности") подзывает Офелию с письмами Гамлета в руках. Мол, можете сами убедиться...
Далее в пьесе он бежит навстречу, слоняющемуся по галерее, Гамлету. "Слова, слова, слова..." У Дорана, завидев принца, Король и Полоний быстренько прячутся в засаде, Королева уходит, предоставив мужу самому решать, а Офелия просто исчезает из зоны видимости. С этого места во Второй акт вторгается Третий.
Да, да, да... Я совершенно забыла, что "Быть или не быть" находится посередине и делит собой пьесу на две части. Забыла, что он в Третьем акте! Что он после приезда актеров и монолога "Один я. Наконец-то...". И ни разу не захотела хорошенько все проверить, настолько замечательно вписался "Быть или не быть" в первое появление принца после встречи с Призраком. Не было швов!!! Уметь надо!!! Монолог подчеркнул стократно (для меня) насколько изменился Гамлет, какой ад разверзся перед ним и насколько это тяжко выносить. Ну, это то, что на поверхности. Вглубь, там еще "мильён" слоев.
Второй акт вернется, когда Полоний всячески будет мешать Гамлету открыть месторасположение шпионящего Клавдия. "Слова, слова, слова..." - принц подобрал книгу Офелии и зло дразнит старика.
Сие открытие сделал вчера и долго себя костерила на чем свет. М-да... Простые вещи стала забывать!
P.S. Огромная просьба не принимать все это на свой счет. Огромная. Просто я так долго жила "в обнимку" с текстом пьесы и вдруг обнаружила, что не могу точно ее вспомнить. Даже не сам текст, а хотя бы что за чем.
Никогда не понимала героев сентиментальных историй, говорящих: "Я вот хотел вспомнить его лицо и не смог...". Вчера узнала, что это такое.
Но например, Гамлет с Симмом, насколько я помню, шел по тому же сценарию, что и у Дорана. сказала я, потому что проверить все равно проблематично в виду отсутствия записи... ))
Мне Доран безумно нравится. Просто решила сознаться, что относительно принятого бумажного "канона" произошли все-таки перемещения, не пошедшие в ущерб, скорее наоборот.
Мне было неловко оттого, что ору на всех углах, как люблю пьесу. А вышло, что забыла предмет любви своей.
И я очень благодарна Shakespeare Uncovered за их замечательный анализ и исследования!
Ну да, действительно простые, каждый сантехник же знает наверняка, в каком акте Гамлета находится этот монолог
Я обнаружила, что малость ошиблась и честно сообщила на весь свет, что мозг мой стал как швейцарский сыр. Подтекст: прошу прощения, потому что прежде вела себя чересчур самоуверенно. И только!
Размер ужаса и клинического отчаяния, когда в мае того года обнаружила неспособность нормаль держать в памяти слова и события, читать или смотреть кино и все это "зависло" до ноября, (потом начало отпускать, словно голова перенастроила себя сама, плюс цикл глицина в январе) - не передам. Мне даже показалось, что немного сошла с ума. Это не поза, это правда. Вот видели глаза, а теперь все плывет - с эти еще как-то можно. Но когда привык думать и это непрерывный поток внутри тебя, это потребность, и вдруг это все мерзкая манная каша... Даже начались проблемы с речью. Прежде читала залпом, помногу и все это правильно оседало по полочкам разложенное в памяти. А теперь - приплыли! Я ничем не отличаюсь от тех пропоиц, что приползают к соседям за бормотухой. Это было... ну... В общем, махнула рукой. Стало тошно. А после пары часов бескрайней жалости решила попробовать перезагрузить мозг, заставить его заново работать. Получилось. Только вот "дыра" оказалась обширнее, чем думала. Вчера это обнаружила. Я ведь могла когда-то цитировать эту пьесу в переводе Пастернака во всех его вариантах (у него их несколько), называя год варианта. Эти исследования были предметом моей гордости. Придумывала годами свой собственный спектакль... Я всего лишь нашла свою ошибку. А увидев ее, задумалась, имею ли право писать не подумавши и понадеявшись на свою память. Не имею. Прежде, чем что-то сказать, надо проверить. Ведь, когда стала описывать у себя спектакль Дорана, могла по иному сформулировать восторги, более точно.
Все это относится только ко мне. И каюсь исключительно за свою невнимательность.
Перечитала еще раз написанное прежде. Да, пожалуй ты права... Попробовала объяснить что же это было.
Моя радость в этой постановке была в том, что я слышу текст и понимаю зачем его тут говорят. И почему-то появилось чувство, что эта перестановка куска текста родилась во время репетиций, когда Доран собрал всех своих актеров и принялся разбирать с ними "о чем шла речь Офелия у вас".
Вообще спектакль не перестает меня радовать все новыми открытиями.
Да, Доран говорил об этом в одном из докуфильмов о постановке, конкретно в "From Page To Stage". Вообще, очень интересные документалки вышли (их всего 3 было: эта, From Stage To Screen - интересно для тех, кому нравятся тех. подробности, я заснула на середине; и The Play is the Thing - конкретно о прочтении интересных/спорных моментов).