
Очень интересно наблюдать, как один актер воплощает двух персонажей. Патрик Стюарт. Гамлет-старший у него явно был крут нравом, сурово воспитывал сына, держал в кулаке королевство и соседей, был нежен с супругой. Эта нежность осталась в нем и после смерти. Он тяжко вздыхает о нынешнем положении Королевы, но пыхтит от ярости, когда заходит речь о Клавдии. А, между прочим, это младший брат его!
читать дальшеКлавдий суховат в общении с окружающими, сдержан. Но с Королевой... "Увлекший Королеву к постыдному сожительству с собой...". Это лишь намеком, летает где-то в воздухе, но слава тем, кто ТАК умеет.
Я невольно сравнивала этого Клавдия с тем, как играл Валерий Белякович (кстати, его же голосом говорил Призрак в постановке 1984-го года). Там был сочный, такой "упитанный" эмоциями молодой мужчина, которого распирало от полноты жизни. Восторг, ненависть, страх - все нараспашку, громко, стремительно. Патрик Стюарт ведет роль по-иному. Да, уверен в себе и умеет править. Любит Королеву? Постольку по скольку. Без откровенного сластолюбья. Он так же и к власти относится. Одним словом - нормальный мужик. И при этом - УБИЙЦА. Что ему сделал родной брат, что подтолкнуло к такому поступку, на первый план не выносится. Думайте сами, дорогие зрители. Как и то, почему Клавдий качает головой (странно так...), беря из руки Гамлета свою же отраву. "Зачем я это делаю? Не скажу."- говорит актер в комментариях к спектаклю. И он не любит племянника. Не настолько, что б лезло изо всех щелей с самого начала, но тем не менее. Речь завел, только после энного обращения жены - "Ну как наш Гамлет...". И желчному ответу не удивился. Они так общались и прежде. Не любили друг друга. Но не было ненависти. Все, что думает по поводу выходок принца, прячет в глубине глаз. Он старше и по возрасту и по положению. Негоже срываться на глупого мальчишку. Даже, когда все заходит слишком далеко. Даже когда ясно без слов, что племянник ЗНАЕТ об убийстве. Ну знает. Чего его бояться? И Бог тоже об этом знает. Вот с ним-то как быть?.. С верой у Клавдия не то что бы кризис, а как бы это объяснить... Верит по необходимости. Точнее, в церковь ходит, потому что принято, заведено. Но без чувства. Однако знает, что "слов без чувства там не признают...". Он искренне, собрав всю волю, пытается молиться после "Мышеловки" и не слышит подлетевшего к нему сзади принца, настолько погружен, сосредоточен. Но... Сам усмехается: не то, не так. "За что прощать того, кто тверд в грехе...". И пойдет решать текущие вопросы: как там прошел разговор Гертруды с сыном? Ах, вот оно что... эй, стража!.. быстренько сыскать поганца, выяснить, где труп... не волнуйся, Гертруда, видишь, что бывает, если потакать любимцам. Он терпит Гамлета. Племянник одна из ежедневных забот. Не более. Нужно держать под контролем умонастроения соседей, быстренько всех ставить на место и не давать даже малейшей потачки. Лаэрт затеял бунт? Это Гертруда пусть яростно кричит, Король само спокойствие. На кого руку поднял, щенок? "Власть короля в такой ограде божьей...". В судьбе Офелии принял участие потому, что жена слезно просила. Из-за нее и попов уломал, насколько было возможно, что б на кладбище, а не на помойке. Один раз голос дрогнет, когда скажет: "Вот вернулся Гамлет...". Ну достал уже!
Лаэрт кровожадно поделиться планами насчет клинка и мази, не особо поверит. Свой встречный план, что б уж наверняка. И когда все пошло не так, быстро стал решать, как выкрутиться. Ему ж всегда везло. Всегда есть шанс на кого свалить вину. Там была змея в саду, тут Лаэрт-дурак зачем-то отравил королеву. На эшафот виновника. Но Лаэрт разговорился, заткнуть рот не успели...
В финале принц его не заколет, оцарапает. И не поверит, что все кончено. "На выручку, друзья! Я только ранен." И никто не шевельнется. Все слишком очевидно.
Один из моих любимых кадров: Гамлет протягивает кубок, угрожая отравленной рапирой. Короткая пауза. Мизансцена, то, как все смотрят друг на друга. Ах, как здорово! И это покачивание головой... Думайте, почему...
Лаэрт. Яркое доказательство: я думаю, что я не думаю, я - действую. Когда-то пришлось спорить, что Лаэрт не пример для подражания, что размышления Гамлета - это замечательно. Нет, говорили мне, сразу, как узнал, так взялся за дело! За какое? Его ж Клавдий вокруг пальца обвел, науськал, натравил, сделал орудием и собирался отказаться, а Лаэрт не против! Меня это возмущало, удивляло и никогда не могла смириться. Здесь просто смирилась с фактом, что этот молодой человек таких дров наломает. Не было и акцентированной любви к сестре, зацикленности на семейных узах. Напели в уши, вот и сорвался. Полоний думать-то не научил. Лаэрт жил по подсказке. Сначала отец, затем какие-то доброхоты, потом Клавдий... Друг из него явно никакой. Как и из Розенкранца с Гильденстерном. Ей-Богу, я так и не запомнила, кто из них тут кто! Реплики от зубов друг у друга на подхвате. Выслуживаются. А принц-то им сначала так обрадовался... Но обостренное чутье мгновенно подсказало, что верить им нельзя. На мордах написано, зачем пожаловали в Эльсинор эти любители сальных анекдотов про Фортуну и окружающих. Не жалко.
А вот Офелию жалко. Хотя я так и не нашла для себя объяснения почему сходит с ума дочь Полония. С давнего момента знакомства с пьесой.
Дочка высокопоставленного придворного здесь умна, хотя и послушна. Хочет добра Гамлету и отдает отцу письма принца. Во время "Мышеловки" она сидит в обнимку с Гамлетом, не обращая внимания на все его оскорбления. И на пару минут представила себе, что вот эта девочка могла выйти за него замуж, они хорошо смотрелись бы вместе. Нормальная семья, нормальное счастье... А вместо этого обоих ждет смерть.

Фортинбрасс в конце не вломится. Пощадили. Мне хватило безутешного Горацио. И последней по тексту смерти...

@темы: Впечатления, фильмы-спектакли, Театр на Юго-Западе, как я его помню, "Гамлет", Шекспир, Дэвид Тэннант, Пересечения