Жизнь - это апельсин
Сегодня был бы День рождения у Иннокентия Михайловича Смоктуновского... Нет, не так! Сегодня День рождения великого человека. Того, кто познакомил меня и заинтриговал на всю жизнь Гамлетом. Чей голос полюбила прежде, чем увидела толком на экране. С чьей легкой руки в меня накрепко врезалось: "Так ступай отравленная сталь по назначенью...".
Один дорогой для меня человек, которого бесконечно уважаю, называл его "рафинированным". Пусть так. "Вещи сами по себе ни хорошие ни плохие. Только в нашей оценке." Для меня было шоком узнать, что "Берегись автомобиля" после "Гамлета". Спародировать самого себя. Любимый кадр: Деточкина после спектакля везут обратно в тюрьму. В ушах героя шум оваций, на лице счастливая улыбка. Конвоиры завалены букетами. Сочетание несочетаемого!
А с каким детским восторгом он рассказывал, что будучи в Штатах, попросил одного миллионера показать, как тот вылезает из машины. "Понимаете, я - актер и мне предстоит сыграть настоящего миллионера. Такого, как вы. Но я никогда не видел миллионеров..." Ему предстояла "Кража" по Джеку Лондону. Удивленный до крайности странной просьбой незнакомца, "сэр-денежный мешок" только что вылезший из автомобиля, тем не менее сел в него обратно и... вылез уже "на заказ". И далее Иннокентий Михайлович объяснял, что этот человек ничем таким не отличался от других. Но что-то должно быть, что скажет:да, у этого миллионы. Что же? Он все делает основательно. Даже выбирается из машины как бы "по частям". "Видите? - комментировал он свои же кадры из фильма. - Сначала - нога... (Веселая пауза) Теперь и сам... весь появился!.." Он великолепно рассказывал и показывал.
Лишь однажды по телевизору я видела МХАТовскую постановку "Возможной встречи", где Смоктуновский играл Баха. И по-началу это был не шибко приятный тип. Но в какой-то момент слетал налет "серой мыши", мещанчика, испуганного приглашением звездной знаменитости и проступал ТИТАН, ГЕНИЙ и бедняга Гендель понимал сразу все и про себя и про вселенную и где кому какое место уготовано. И до сих пор жалею, что в свое время не проявила должной прыти и не посмотрела этот спектакль живьем в театре! А ведь могла!
У него гениальный Плюшкин в "Мертвых душах" Михаила Швейцера. Гремучая смесь ужаса и отвращения. А "Девять дней одного года" - сцены Ильи Куликова - могу слушать до бесконечности, его голос, все эти перепады и переливы...
И - как же могла забыть! - он озвучивал анимацию. Весь текст "Цапли и Журавля" Норштейна, великолепный Халиф в "Халифе-аисте".
Такие вот воспоминания "веером"...
Я его очень люблю, этот голос из детства... Тонкие пальцы, бьющие по туго натянутому барабану из кибитки актеров...
Один дорогой для меня человек, которого бесконечно уважаю, называл его "рафинированным". Пусть так. "Вещи сами по себе ни хорошие ни плохие. Только в нашей оценке." Для меня было шоком узнать, что "Берегись автомобиля" после "Гамлета". Спародировать самого себя. Любимый кадр: Деточкина после спектакля везут обратно в тюрьму. В ушах героя шум оваций, на лице счастливая улыбка. Конвоиры завалены букетами. Сочетание несочетаемого!
А с каким детским восторгом он рассказывал, что будучи в Штатах, попросил одного миллионера показать, как тот вылезает из машины. "Понимаете, я - актер и мне предстоит сыграть настоящего миллионера. Такого, как вы. Но я никогда не видел миллионеров..." Ему предстояла "Кража" по Джеку Лондону. Удивленный до крайности странной просьбой незнакомца, "сэр-денежный мешок" только что вылезший из автомобиля, тем не менее сел в него обратно и... вылез уже "на заказ". И далее Иннокентий Михайлович объяснял, что этот человек ничем таким не отличался от других. Но что-то должно быть, что скажет:да, у этого миллионы. Что же? Он все делает основательно. Даже выбирается из машины как бы "по частям". "Видите? - комментировал он свои же кадры из фильма. - Сначала - нога... (Веселая пауза) Теперь и сам... весь появился!.." Он великолепно рассказывал и показывал.
Лишь однажды по телевизору я видела МХАТовскую постановку "Возможной встречи", где Смоктуновский играл Баха. И по-началу это был не шибко приятный тип. Но в какой-то момент слетал налет "серой мыши", мещанчика, испуганного приглашением звездной знаменитости и проступал ТИТАН, ГЕНИЙ и бедняга Гендель понимал сразу все и про себя и про вселенную и где кому какое место уготовано. И до сих пор жалею, что в свое время не проявила должной прыти и не посмотрела этот спектакль живьем в театре! А ведь могла!
У него гениальный Плюшкин в "Мертвых душах" Михаила Швейцера. Гремучая смесь ужаса и отвращения. А "Девять дней одного года" - сцены Ильи Куликова - могу слушать до бесконечности, его голос, все эти перепады и переливы...
И - как же могла забыть! - он озвучивал анимацию. Весь текст "Цапли и Журавля" Норштейна, великолепный Халиф в "Халифе-аисте".
Такие вот воспоминания "веером"...
Я его очень люблю, этот голос из детства... Тонкие пальцы, бьющие по туго натянутому барабану из кибитки актеров...