"Ричард" до сих пор не отпускает. Для меня сейчас это хороший признак. Снова нетерпение: а что будет завтра и азарт узнать по-больше о полюбившемся.

Первое, что увидела, когда зажгли свет в зале - счастливые, сияющие глаза соседки слева. Той, что вынуждена была закрываться от телефона. Шепотом, одновременно друг другу: "Понравилось!.." Необыкновенное чувство - печальная история осталась внутри теплым светом.
А еще в перерыве соседка поделилась, что чувствует серьезное расхождение субтитров и произносимого актерами текста. Чувствует, хотя не знает английского, она учила французский!
И, разумеется, по дороге домой я заблудилась в метро. Станция Библиотека им.Ленина вдруг превратилась в лабиринт. Бывает. Проходили. (После своего первого "Дракона" на Ю-Зе дважды пролетала мимо нужной станции, причем вместе с подругой.)
У книжного магазина нагнала своих соседей справа. Народ горячо обсуждал увиденное. Донеслось: "Это же экспериментальная постановка! Шекспир не так все написал...". Эх, как теперь я жалею, что в детстве невнимательно читала огромную статью, настоящее исследование, где сопоставляли тексты "Ричарда II" и "Гамлета"! Штудировали досконально, вплоть до запятых. Но сработал эффект, ярко описанный Экзюпери: "Я не ем хлеба, пшеница мне ни о чем не напоминает...". Теперь память сама собой инстинктивно выкладывает тексты параллельно друг другу - сравнивай не хочу. Сравниваю.
Слово "экспериментально" рассмешило. Экспериментально в чем? В крошечной коррекции последней реплики Ричарда? В некоторых его жестах? Или в отказе от трактовки "раз монарх - значит сволочь, правильно получил по башке"? Я, зритель, не чувствовала ни одной секунды, что надо мной ставят эксперименты. Рядом не бегала девочка с топором в голове, актеры не бились в судорогах, выкрикивая отдельные фразы, выхваченные из общей массы текста, никто не насиловал мой мозг и, Боже упаси, душу. Все было очень "классически" поставлено и сыграно. Разве что не привыкла к достоверной демонстрации ран, к крови с головы до ног, к разъеденным железом, запястьям. Еще мгновение бы и почувствовала смрад тюрьмы, так задели воображение. Это хорошо. Это растревожило привыкшего к театру чистенькому, с легким ароматом пыли и швырнуло в другое измерение. Где почва зыбка и не за что ухватиться. Привычные ориентиры отброшены и надо довериться постановке. Она сама вынесет обратно в привычную, обычную жизнь, где уже ничего не будет, как раньше.

Это так, короткая реплика. К "Ричарду" приятно возвращаться. Прокручивать вновь и вновь подробности путешествия, событий того дня. И все впечатления, все эмоции и ассоциации не влезли в первое описание (см. sholay.diary.ru/p194888339.htm). Не могли. Их ТАК много...