Жизнь - это апельсин
"Ричард" до сих пор не отпускает. Для меня сейчас это хороший признак. Снова нетерпение: а что будет завтра и азарт узнать по-больше о полюбившемся.
Первое, что увидела, когда зажгли свет в зале - счастливые, сияющие глаза соседки слева. Той, что вынуждена была закрываться от телефона. Шепотом, одновременно друг другу: "Понравилось!.." Необыкновенное чувство - печальная история осталась внутри теплым светом.
А еще в перерыве соседка поделилась, что чувствует серьезное расхождение субтитров и произносимого актерами текста. Чувствует, хотя не знает английского, она учила французский!
И, разумеется, по дороге домой я заблудилась в метро. Станция Библиотека им.Ленина вдруг превратилась в лабиринт. Бывает. Проходили. (После своего первого "Дракона" на Ю-Зе дважды пролетала мимо нужной станции, причем вместе с подругой.)
У книжного магазина нагнала своих соседей справа. Народ горячо обсуждал увиденное. Донеслось: "Это же экспериментальная постановка! Шекспир не так все написал...". Эх, как теперь я жалею, что в детстве невнимательно читала огромную статью, настоящее исследование, где сопоставляли тексты "Ричарда II" и "Гамлета"! Штудировали досконально, вплоть до запятых. Но сработал эффект, ярко описанный Экзюпери: "Я не ем хлеба, пшеница мне ни о чем не напоминает...". Теперь память сама собой инстинктивно выкладывает тексты параллельно друг другу - сравнивай не хочу. Сравниваю.
Слово "экспериментально" рассмешило. Экспериментально в чем? В крошечной коррекции последней реплики Ричарда? В некоторых его жестах? Или в отказе от трактовки "раз монарх - значит сволочь, правильно получил по башке"? Я, зритель, не чувствовала ни одной секунды, что надо мной ставят эксперименты. Рядом не бегала девочка с топором в голове, актеры не бились в судорогах, выкрикивая отдельные фразы, выхваченные из общей массы текста, никто не насиловал мой мозг и, Боже упаси, душу. Все было очень "классически" поставлено и сыграно. Разве что не привыкла к достоверной демонстрации ран, к крови с головы до ног, к разъеденным железом, запястьям. Еще мгновение бы и почувствовала смрад тюрьмы, так задели воображение. Это хорошо. Это растревожило привыкшего к театру чистенькому, с легким ароматом пыли и швырнуло в другое измерение. Где почва зыбка и не за что ухватиться. Привычные ориентиры отброшены и надо довериться постановке. Она сама вынесет обратно в привычную, обычную жизнь, где уже ничего не будет, как раньше.
Это так, короткая реплика. К "Ричарду" приятно возвращаться. Прокручивать вновь и вновь подробности путешествия, событий того дня. И все впечатления, все эмоции и ассоциации не влезли в первое описание (см. sholay.diary.ru/p194888339.htm). Не могли. Их ТАК много...
Первое, что увидела, когда зажгли свет в зале - счастливые, сияющие глаза соседки слева. Той, что вынуждена была закрываться от телефона. Шепотом, одновременно друг другу: "Понравилось!.." Необыкновенное чувство - печальная история осталась внутри теплым светом.
А еще в перерыве соседка поделилась, что чувствует серьезное расхождение субтитров и произносимого актерами текста. Чувствует, хотя не знает английского, она учила французский!
И, разумеется, по дороге домой я заблудилась в метро. Станция Библиотека им.Ленина вдруг превратилась в лабиринт. Бывает. Проходили. (После своего первого "Дракона" на Ю-Зе дважды пролетала мимо нужной станции, причем вместе с подругой.)
У книжного магазина нагнала своих соседей справа. Народ горячо обсуждал увиденное. Донеслось: "Это же экспериментальная постановка! Шекспир не так все написал...". Эх, как теперь я жалею, что в детстве невнимательно читала огромную статью, настоящее исследование, где сопоставляли тексты "Ричарда II" и "Гамлета"! Штудировали досконально, вплоть до запятых. Но сработал эффект, ярко описанный Экзюпери: "Я не ем хлеба, пшеница мне ни о чем не напоминает...". Теперь память сама собой инстинктивно выкладывает тексты параллельно друг другу - сравнивай не хочу. Сравниваю.
Слово "экспериментально" рассмешило. Экспериментально в чем? В крошечной коррекции последней реплики Ричарда? В некоторых его жестах? Или в отказе от трактовки "раз монарх - значит сволочь, правильно получил по башке"? Я, зритель, не чувствовала ни одной секунды, что надо мной ставят эксперименты. Рядом не бегала девочка с топором в голове, актеры не бились в судорогах, выкрикивая отдельные фразы, выхваченные из общей массы текста, никто не насиловал мой мозг и, Боже упаси, душу. Все было очень "классически" поставлено и сыграно. Разве что не привыкла к достоверной демонстрации ран, к крови с головы до ног, к разъеденным железом, запястьям. Еще мгновение бы и почувствовала смрад тюрьмы, так задели воображение. Это хорошо. Это растревожило привыкшего к театру чистенькому, с легким ароматом пыли и швырнуло в другое измерение. Где почва зыбка и не за что ухватиться. Привычные ориентиры отброшены и надо довериться постановке. Она сама вынесет обратно в привычную, обычную жизнь, где уже ничего не будет, как раньше.
Это так, короткая реплика. К "Ричарду" приятно возвращаться. Прокручивать вновь и вновь подробности путешествия, событий того дня. И все впечатления, все эмоции и ассоциации не влезли в первое описание (см. sholay.diary.ru/p194888339.htm). Не могли. Их ТАК много...
Ну там не так уж много крови было, если например вспомнить Кориолана, вот там жесть. Но ты мне сейчас напомнила, как я при самом первом просмотре увидела эти запястья... я потом не могла некоторое время понять, было это или мне мое воображение уже дорисовало покрасневшую кожу на тонких запястьях... у меня все оборвалось внутри и смешались тысячи чувств воедино... когда домой приехала, искала фотки, чтобы понять, не показалось ли мне. Но фоток без цепей не было... потом уже вот с записью подтверждение получила...
Не знаю, как по мне - это очень и очень правильно прочитано и тончайше сыграно.
Так я и пишу, что я из того советского театра, где кровь, страдания, раны и смерть были АБСОЛЮТНО УСЛОВНЫ. Ну разве что кровь красной шелковой тряпочкой можно было показывать и то не всегда. Обычно это делали светом, а лучше вообще ничего такого не показывать. А еще лучше не ставить ничего с насилием или пугающее. "Современнику" в свое время зарубили "Макбета" (ставил эстонец, фамилии не помню), где на авансцене стояла большая ендова с налитой в нее настоящей кровью. Запах бередил сознание, говорил об убийствах. И все! Больше ничего такого. Так чиновники накинулись: все это не советский театр, это диверсия, это подрыв устоев. Даже имя Шекспира не помогло. Увидели антисоветскую угрозу и всему театру чуть не сломали хребет.
Я бывала в театральных помещениях. У театров свой особый аромат. И там действительно пахнет пылью, при идеальной чистоте. Это такой знак места. То, что в постановке выбрана такая форма демонстрации ран - так это отличный художественный прием. И раз сказали А, то надо говорить и Б: ветхая ткань не будет убедительна без этих следов на руках. И душа в пятки, хотя я знаю о них. Это сжало область возле сердца. Сделано достоверно, но без сверх-натурализма. А то ведь даже связать кого-то и разрезать веревку на сцене запрещалось. Это ОБОЗНАЧАЛОСЬ! И моя вера тихо трещала по швам. С трудом принимала правила игры.
Lannire, это очень и очень правильно прочитано и тончайше сыграно.
Абсолютно согласно.
Ох, те милые граждане не знают, что такое "экспериментально"! Я такие перестановки и изменения текста видела!!! Поэтому и насмешило. В конце концов они ждали пыльной архаики? Так это не к постановке Дорана. Афиша намекает, что увидят: на троне современный молодой человек в джинсах на фоне старого портрета. Для меня это очень даже классически поставлено. А маленькие купюры незаметны и служат общей цели постановки, они логичны и оправданы. Мне безумно понравилась вся линия Омерля, все придумки для него режиссерские. Получился такой сочный, красивый образ падения из-за трусости, что мама моя! Все персонажи остаются в памяти, их поступки, их слова. Это очень-очень сильная постановка и я без конца сейчас ее вспоминаю. Замечательный спектакль! И, конечно же Король Ричард! Ох, это просто волшебство. И это искренний восторг.
Кстати, я прочитала рекомендованный тобою отзыв на Человека-подушку. Долго отскребала себя потом от стула.
А кровь в "Ричарде" вполне себе была на своем месте.
А еще раз подать прошение?