Doctor Who, "Воды Марса": ревью в гифахСтрашная и прекрасная серия.
Хотя назвать это просто серией язык не поворачивается. Это шекспировская трагедия, сыгранная шекспировским актером. Это эпос о взлете и падении богов и героев, о неотвратимом роке, о мужестве, о неизбежности, о бунте. Эта история разбивает сердце, но именно так воздействует настоящее искусство... А "Воды Марса" - произведение искусства самостоятельной ценности, и никто меня в этом не разубедит.
Дальше много гифок. Реально много, сорри - но там столько моментов, которые просто в рамочку и на стену.
читать дальшеВ "Водах Марса" все прекрасны. Я с пары просмотров запомнила имена всей команды Bowie Base. И не потому, что их имена были на страницах исторических хроник - а потому что полюбила и приняла близко к сердцу каждого из них. Энди и Мэгги в отравленном саду Эдема - первые жертвы. Доктор Тараки, успевший перекинуться парой шуток с Доктором. Чудесный гик Роман со своим не менее чудесным Гаджетом. Правильная Штеффи, рыдающая перед экраном над своими племянниками. Мия, которой всего 27. Юрий, такой классный, настоящий и неклюквенный русский, и его брат-гей из Дагестана, что рядом с Каспийским морем, что технически и не море вовсе, спасибо за внимание...
Эд, изгнанный из рая доверия Капитана Аделаиды Брук, падший за что-то в ее глазах и не ждавший прощения - но получивший его, в ее улыбке, когда "все стало совсем хреново". И искупивший свою вину тем нажатием на кнопку, своей последней жертвой,
![](http://i59.tinypic.com/3533y8i.gif)
Никого не напоминает? Того, кто тоже в итоге нажмет на кнопку и пожертвует собой, когда будет нужно... Но шанс заслужить ее улыбку и прощение он уже не успеет - хотя уверена, многое бы отдал за это... Аделаида Брук - что-то было в ней такое, и не просто лидерство и мужество, а еще и человечность, и "звезды в глазах". Люди были готовы с ней и в огонь, и в воду. И ее уважение, доверие, дружба - и впрямь было как благословение.
Когда Доктор встречает ее, когда понимает, кто она - это выходит за рамки его обычного фанбойства перед историческими гениями. Он чуть ли не священный трепет испытывает, он влюбляется в нее как личность, он ей САЛЮТУЕТ.
![](http://i59.tinypic.com/168imh0.gif)
И с этого начинается его путь навстречу року. Классическая трагедия - он так хотел ее удержать, так хотел сохранить ее благословение в своей жизни - что потерял ее, во всех смыслах. Он видел в ней родственную душу, и думал, что если спасет от судьбы ее, то сможет спасти и себя - и как раз этим себя и приговорил. (Блин - только сейчас дошло. Внучку Аделаиды тоже звали Сюзан!)
Он так хотел ее спасти, что погубил. И ей тоже сыграли Vale... Дважды.
Можно, Доктор, ой как можно...
![](http://i62.tinypic.com/2dj9jro.gif)
Он дал себе приблизиться к ней, погреться в ее лучах, и пропал. И когда дело дошло до двух слов, которым Доктор никогда не отказывал - когда Аделаида Брук сказала "помоги мне", а Доктор в первый раз сказал "нет" - вот тут оно и сломалось окончательно...
![](http://i61.tinypic.com/162ff6.gif)
И то, что это могло с ним случиться, мы узнали еще в School Reunion. Что искушение вмешаться и исправить непоправимое, после Войны Времени, было у него очень сильным. Там не сумел предотвратить катастрофу, может, сумеет еще где-то. Сара Джейн тогда его удержала - спутники всегда помогали в этом Доктору: раз уж сбежал с Олимпа и начал вмешиваться в дела смертных, изволь этих смертных понять и выслушать. Этому Доктору это было особенно нужно, и именно у этого Доктора выбили все подпорки и оставили с этим наедине. 11й, наученный горьким опытом, когда все и всех потерял, влез обратно на Олимп, на облако, и сидел там хоть и в тоске, но ни во что не вмешиваясь - так безопасней...
То. как Доктор скатывается в безумие, безжалостно подчеркивается визуалом. Интерьеры - белые стены (комната с белым потолком, с правом на надежду...), белый снег, стерильность, чистый беспощадный свет - это клиника... И огонь, который внутри, и который вырывается наружу и все это в итоге пожирает... Ох, и его даже замыкает. как Донну, когда она была ДокторДонной. ![:small:](http://static.diary.ru/picture/1156.gif)
![](http://i62.tinypic.com/309j0w7.gif)
Доктор видит, как рукотворный рай и его обитатели смываются водами Марса и Времени. Он знает, что так нужно, что таков миропорядок, непостижимый смертным, но благой, и что это нельзя менять. Он сбежал с Олимпа, он - вне человечества и истории. Через то, что здесь происходит, люди должны пройти сами - если их протащить, они превратятся в куклы, в игрушки. Вместо живой истории, творимой людьми, будет дергание марионеток за ниточки и отыгрыш фантазий того, кто возомнил себя богом.
Сдвиг фиксированной точки, дергание ТАРДИС, этой живой временной воронки, за ниточки - жуткое зрелище. Недаром Аделаида смотрела на это с ужасом. Она умная, она понимала, что происходит.
![](http://i62.tinypic.com/34y62d3.gif)
Ангел и демон... Или Доктор и Мастер?
![](http://i58.tinypic.com/j5i1ko.gif)
А поначалу Доктор держится, остается ангелом. Он любит их и скорбит по ним и дает своим сердцам по ним разорваться - для верующих вот так любит нас и скорбит по нам Бог - да, дает нам жить самим и делать самим свои ошибки, но это не значит, что он не страдает над каждым. О чем собственно и было Евангелие - для верующих, опять-таки. Эта трактовка необязательна, конечно.
Но вот то, КАК Доктор тут на них смотрит... Это похоже на икону. Вот точно это как икона, какое-то религиозное полотно, не могу вспомнить, какое.
![](http://static.diary.ru/userdir/5/5/1/9/551988/82462706.jpg)
И как он уходит, оставляя их своей судьбе. В скорби и бесконечном, трепетном к ним уважении.
![](http://i59.tinypic.com/13zoc38.gif)
Видеть как гибнут любимые тобой, и ничего не делать - это вечная теологическая дилемма. Если Бог - это благо, почему он допускает зло? Потому что он разрешает свободу воли. В том числе - самим ошибаться, самим платить за ошибки и находить выход. И тем не менее... Мы все равно молимся и ждем чуда. И оно иногда приходит. В чем же разница между чудом Помпей и святотатством Вод Марса? Между "домашними божками" и вот этим, страшным? И там и там людей спасли с помощью ТАРДИС в последний момент..
Разница - Донна. Взгляд человека. Там она просила спасти неважно кого. Здесь Доктор хотел спасти кого-то важного. Аделаиду. Он мог бы вытащить Юрия и Мию, мог бы вытащить кого угодно, но он хотел спасти именно ее. И потому что, полюбил ее, и потому что видел в ней себя.
Что бы было, если б с Доктором на Марсе была Донна? Она бы подружилась с Аделаидой Брук. Она бы, в те последние минуты, вместе с Аделаидой наорала бы на Доктора, чтоб он дал ей остаться на базе и взорвать ее, и увел бы остальных к себе в ТАРДИС.
Если б там была Донна, Доктор не назвал бы Мию и Юрия маленькими, ненужными людьми. Если б с ним была бы Донна, он бы не погиб, она бы спасла его... Но Донны не было. И это сделала Аделаида, спасать Доктора пришлось Аделаиде. И эта невозможная женщина, разбив себе сердце, взяв ответственность за этого падшего, сумасшедшего незнакомца, справилась. И спасла его душу.
Вот, кстати, еще один мостик от Планеты мертвых к Водам Марса. Доктор наслаждается тем, что обманул судьбу и привел тех, кого хотел спасти, домой. А теперь их, как игрушки, можно посадить в их игрушечные домики, открыв им игрушечные дверки.
Две двери.
![](http://i62.tinypic.com/29lcow8.gif)
И все твои...
![](http://i62.tinypic.com/hulg7s.gif)
![](http://i59.tinypic.com/i5x1yd.gif)
Кто спас тебя, Доктор?
![](http://i57.tinypic.com/990t3q.gif)
Кто тебя остановит, Доктор? Некому, говоришь? Аделаида Брук остановила. Можешь ли ты победить время, Доктор? Победить судьбу? Нет, время пошло своим чередом, Аделаида умерла 21го ноября, миропорядок не изменился. И как всегда, победила вода, а не ты. И никакой ты не Викториус.
Ты сейчас испуганный ребенок, в ужасе от того, что натворил. В ужасе перед неизбежной расплатой. Хватающийся за ТАРДИС, как за руку матери, и прячущийся от рока, уда, смерти, в ее утробе (вспоминается дневник Джона Смита, и то, что он писал о ТАРДИС - что в ней он как в материнских объятиях...) И я не буду, не буду вспоминать тут ту будку и Доктора на полу...
![](http://i60.tinypic.com/29ni78g.gif)
Но как тут сыграл Теннант... Вот этот ужас перед судьбой - ужас перед шагами каменного Командора, перед лесом, который таки пошел на Дунсинен, священный ужас перед тем, что за гранью нашего мира. Вообще за то, как он тут сыграл, надо было давать все награды.
Да там вообще все последние 20 минут - за гранью. И сцена с Аделаидой и барокамерой - по силе сравнимо со сценой в радиационной камере в Утопии, с Джеком, Доктором и Яной. И момент, когда Доктор ломается, и встает в огне, и идет назад бунтовать и ломать мироздание... Эта музыка. То, в кого, во что он превращается. Нет слов. Страшно, и прекрасно. И я буду это смотреть и пересматривать, разбивая себе сердце - ради этих людей, ради Доктора. Он же смотрел...UPDATE. АААА! Срочно в номер! До меня дошло, откуда эта потрясающая мелодия, когда Доктор делает роковой выбор, и рвет ткань реальности, и с этого начинается конец (я все мучилась и не могла вспомнить). Это из "Поверни налево"! Когда Донна тоже делает роковой выбор, и мир начинает умирать! Ох... Полный вынос крыши! Эти люди - гении, гении...
Listen or download Murray Gold Turn Left for free on PleerОбзорамUPDATE2. Эта мелодия мне глаза раскрыла.
В "Поверни налево" под эту музыку нам показали сдвиг фиксированной точки, и последствия этого. То, что могло случиться в "Водах Марса", не менее страшно. Потому что и там, и там после рокового поворота мир остается без Доктора (Викториус - это нечто другое и страшное. Мы увидим целую кучу Викториусов в КВ, и узнаем, ЧТО они могут сделать...) И там, и там спутница умирает за то, чтоб вернуть мир на место, и вернуть миру Доктора... И спасибо комментам - имя Аделаида означает "благородная", по-английски - Нобл... О.М.Г. !
И еще. То, что Доктор сделал в "Водах Марса", меняя историю - это то, что делала бригада Трикстера. В "Поверни налево", и в "Свадьбе Сары Джейн"! Там Трикстер хотел изменить историю так, чтобы Сара Джейн забыла, кто она, чтоб ее не стало. Когда видишь, насколько четко эта цепочка выстроена, аж оторопь берет.