четверг, 04 сентября 2014
katja-konfetka.livejournal.com/56623.html?view=..."Ричард II". Фамильные портреты: Омерль. 3 сент, 2014 в 22:52
Наконец-то я себя пересилила и сюда добралась. Давайте сегодня без долгих вступлений, ладно?
Наверное, все обращали внимание на то, что в "Ричарде" обусловлено самим текстом пьесы, а именно: король всю дорогу предельно сосредоточен на Болингброке (неважно, есть тот на сцене или нет), также на первом плане у него Джон Гонт и Томас Моубрей (в первой трети спектакля), и естественно, Нортемберленд. Всё, что достаётся остальным - отдельные вспышки внимания. То есть, в принципе, у Ричарда есть моменты плотного взаимодействия и с королевой, и с дядей Йорком, и с фаворитами, и с тем же Омерлем. Но основными всё равно остаются его антагонисты; а вот те, с кем Ричард был более-менее близок, отступают на второй план. Этому есть объяснение: ближайшее окружение короля составляют довольно слабые личности. У них всех не очень много текста, а потому характеры исследовать довольно трудно.
читать дальшеТем не менее, в спектакле Дорана нет совсем уж безликих персонажей. Что касается Омерля, основная сложность заключается в том, что большинство сцен, в которых он присутствует (не считая сцены в доме герцога Йоркского и последующей сцены во дворце) - это либо "общие планы" (самое начало спектакля и сцена поединка), либо сильные драматические моменты самого Ричарда. То есть Омерль практически всё время находится в его тени, у него нет самостоятельных выходов (в отличие от королевы или герцогини Глостерской, например), нет монологов (поправьте меня, если я ошибаюсь). Наблюдать за Омерлем в течение спектакля достаточно трудно; попробуйте сами смотреть на кого-то, кроме Ричарда, в той же сцене на берегу, например. Это настолько сложно, что практически нечестно. Омерль большую часть времени находится на сцене, но преимущественно в качестве пассивного свидетеля происходящего; характер его при этом выписан отдельными репликами и движениями. И лишь ближе к концу он выходит вперед, ставя жирную точку в судьбе несчастного Ричарда.
Однако, быть в тени короля - не значит быть его тенью. Эта роль до определённого момента (в первой трети спектакля, если конкретнее) отведена его фаворитам. С ними (и с епископом Карлейльским) он советуется перед принятием решения о судьбе Болингброка и Моубрея; они за ним ходят "хвостиком", и они же реагируют на отдельные его слова аплодисментами и смехом. Омерль во всём этом не участвует. Будучи родственником короля и дворянином, Омерль выполняет все необходимые церемониальные действия (например, помогает лорд-маршалу в подготовке к поединку), но до похода в Ирландию держится всё-таки ближе к своим родителям, чем к Ричарду (так, на похоронах он появляется вместе с матерью, одновременно с Болингброком, а следом за своими сыновьями входят герцоги Йоркский и Ланкастерский соответственно - очевидно, всё по протоколу; это только Ричард у нас что хочет, то воротит, и даже в белом на похороны явиться не стесняется). Тем не менее, для Ричарда он скорее "свой", чем "чужой". Так, в присутствии Омерля Ричард не боится делиться своими планами и открыто обсуждать Болингброка (сцена с фаворитами), при этом ставит его на место сразу, как только он даёт повод (а потом закрепляет своё извечное "кто в доме хозяин?" покровительственно-снисходительным жестом - ну, это я про половину конфеты в рот). После начала восстания роль Омерля в какой-то степени возрастает. Ричард возвращается из похода - и Омерль как двоюродный брат оказывается самым близким человеком из его окружения, оставшимся рядом с ним. Он младше Ричарда и по возрасту, и по чину (а значит, на нём можно и злость сорвать - вспомните, на кого король набрасывается, услышав дурные вести - и ответ Нортемберленду через него передать, ибо не царское это дело). Его присутствие в какой-то степени делает Ричарда более уязвимым, так как приходится защищать своих сторонников, и Омерля в том числе. Но с другой стороны, создаётся хотя бы иллюзия того, что Ричард не совсем ещё один (по крайней мере, до самого выхода из замка Флинт) - иллюзия, потому что на самом деле опереться ему не на кого.
И всё же, что там у нас с характером? Если Ричард - человек избалованный, но имеющий сильный внутренний стержень (причём сила эта чувствуется в нём сразу, с первых же сцен, просто дальше она проявляется по-другому), то в Омерле такого стержня не чувствуется (но нет и замашек, подобных Ричардовым, ибо нет для этого оснований). При этом он явно более практичный человек (пока Ричард ждёт помощи от ангелов, Омерль настойчиво интересуется, где же войска его отца). Он откровенно слабый; проявляется это как в слезах в замке Флинт (всё же я склонна считать их слезами трусости; не было там особой жалости к Ричарду с его стороны - а вот то, как он от него отстраняется, когда Ричард пытается его утешить, и при этом чуть не с обвинением на него смотрит - довольно показательно), так и в поведении после провала заговора по освобождению развенчанного кузена. Достаточно малодушном поведении, надо заметить - слишком уж сильно Омерль трясётся за свою шкуру (что на фоне жертвенности Ричарда выглядит мелко и жалко). И как выясняется позже, это малодушие у него заходит слишком далеко; он уже предал, а теперь ещё и решается на убийство (в этот момент его смех звучит просто жутко; осознание тяжести совершённого поступка обрушивается на него тут же, в темнице). Вообще, Омерль изначально держится несколько трусливо и заискивающе перед сильными мира сего, не только перед Генрихом (теперь уже королем). Помните, как он шарахнулся в сторону от Нортемберленда (это когда все уходят из дома Джона Гонта)? Но самый яркий момент был связан с прощанием с Болингброком. Когда все, опять-таки, уходят (конец сцены поединка, приговор уже вынесен, а Ричард удалился), Омерль подходит и добродушно кладёт руку ему на плечо, говоря: пиши, дорогой кузен, как доберёшься. В этот момент кажется, что он довольно искренне сочувствует ему. А потом приходит к Ричарду и в ответ на его расспросы говорит: проронил, мол, одну слезинку, да и ту от ветра - всем своим видом стараяясь показать, что одобряет действия Ричарда, и что Болингброк вроде как заслужил изгнание. Вот только перестарался он немного, держится слишком вызывающе - вот Ричард его и одёргивает (но перед этим улыбается речам Омерля - опять же, снисходительно).
Короче говоря, в нём изначально чувствуется способность пойти на подлость, как мне кажется. Вот только Ричард этого не видит, как не замечает и фразу "передайте привет Болингброку" (замок Флинт) - эти слова Омерль добавляет уже от себя после переданного Нортемберленду ответа Ричарда. К чему это было вообще сказано? Стелит соломку, пытаясь и здесь выглядеть "хорошим"? Ну и самый шедевр, конечно - перекрёстный вызов на дуэли в начале сцены отречения. Обратите внимание: Омерль - главный, кто попадает под обвинение (причём в убийстве герцога Глостерского, которое раньше приписывали Ричарду, только открыто сказать боялись). С одной стороны, это месть сторонников "новой метлы" (в смысле, Болингброка). С другой - понятно, что сцена была написана не в последнюю очередь ради самого Болингброка, которого судьба ставит в положение Ричарда в начале истории (то есть Омерль здесь скорее средство, а не цель этих разборок с точки зрения Шекспира). В любом случае, за пособничество Ричарду Омерль теряет право зваться Омерлем (какое имя он должен носить после этого, не припомню). И именно все эти обвинения, а не любовь к кузену, толкают его на участие в заговоре. Не очень приятная личность вырисовывается, если подытожить. Поцелуй Ричарда к делу особо не "пришьёшь", ибо он характеризует самого Ричарда, прежде всего. А дальше уж вы добавляйте; у меня, кажется, всё.
@темы:
RSC,
"Ричард II",
Шекспир
Нет, тут неверно. Я тоже сначала так подумала, потом специально при повторных пересмотрах обращала внимание - это он тоже слова Ричарда передает. А с остальным соглашусь очень даже.
теряет право зваться Омерлем (какое имя он должен носить после этого, не припомню)
Ратленд. И кстати - реальный Омерль тоже мерзкая личность, Норвич его не зря называет скользким.
Мне понравилась эта запись и я ее утянула к себе. Сама все никак не напишу о семействе Йорк. Доран их так славно всех представил, с такими подробностями.
Lannire, да поняла уже, в принципе, хотя сначала действительно создаётся другое впечатление. Спасибо, что читаете. И Вам, olga_endymion, спасибо за перепост
olga_endymion, *шёпотом* Я однажды этот спектакль смотрела, подключив ноут к телевизору - там всё-таки экран больше. Но не очень внимательно, потому что вместе с мамой, приходилось отвлекаться на объяснения. А повторить всё никак не получается...
Я до сих пор жалею, что не выбралась на самый первый показ в "Горизонте" в зал №1, там экра-а-ан... Первую часть "Генриха IV" зато там видела. А "Ричарда" уже в №2, там все камернее, но все равно во много раз любого самого большого современного телевизора. Ощущения попадания в зал казались волшебными и запредельно нереальными.
Но (так уж устроена моя голова) мгновенно посчитала, какие сцены что потеряют, при уменьшении размера изображения. Более всего жалею о куске сцены на берегу, когда король велел всем сесть на землю. Сам, сжавшись в комок, с прижатыми ко рту руками и глаза огромные-преогромные. Пауза в знаменитом монологе Of comfort no man speak. Поймала себя на том, что попадая в магазин с техникой, разглядываю сверх-современные, продвинутые телевизоры и представляю на таких экранах "Ричарда". Клиника... тихая такая. Но мне она нравится. Мечтать не вредно.
Знаете, в "Ричарде" столько подробностей, что смотреть-не пересмотреть. Я до сих пор не все рассмотрела и делаю открытия.
Оль, и я тоже. Уж казалось бы - я на него в кино ходила стесняюсь сказать сколько раз, и дома - тоже раз 6-8 уже пересмотрено. Но все равно какие-то моменты вдруг - ой, как я этого не видела!
Пока шел в кинотеатре, мучилась от желания побежать смотреть еще и еще. А сейчас вздыхаем с Юлей: а вот еще разок... ну пжлстаааата... (с интонацией Альфа). И все время вижу новое. Это... Он все время новый и неисследованный. Даже вроде бы вызубренный наизусть.