воскресенье, 22 июня 2014
Правильно сделала, что не стала откладывать в долгий ящик поход на второй спектакль из Хроник, а рванула на премьеру. Правда, увидев 1 зал "Горизонта" взвыла: ну почему не пошла на первый показ "Ричарда" именно сюда?! Тут так удобно!!! Обожаю пространство.
У этой записи имеются допы. Приоткрыли "кухню" закулисья, чуть-чуть, самую малость, но мне хватило для начала. Еще небольшие интервью актеров и режиссера. Интересно, полезно. И первая же мысль: нет, хорошо, что у "Ричарда" этого не было. Там оставался красивый зазор, я всегда смотрела чуточку снизу вверх на притягательный, но недосягаемый королевский мир. Сам дух постановки был другой. Изящный, подобно виньетке, неуловимый, ускользающий. Необъяснимая красота. Дело не в великолепии монарха. Что-то такое витало в воздухе. Ну и в оформлении было. Этот голубой свет, полный воздуха, сияющий пол. Теперь под ногами голые, грубые доски (мне мерещатся в них широкие щели), в одеждах уже нет прежних летящих нот, все грубее. Боковое пространство стиснуто горизонтальными досками. Лишь на заднике они словно разорваны идущий наискось громадной прорехой, в которой я вижу уже знакомые разрастающиеся тернии или далекую, но сумасшедше красивую и теплую Луну. И вновь живая музыка. Браво.
читать дальшеЧувствуется нота, объединяющая обе постановки. Но "Генриха" можно смотреть и как самостоятельное произведение. Просто будет чего-то не хватать для полноты ощущений...
Первый же кадр пришпилил и привел в восторг. В глубокой, бархатной тьме сияет корона. Та самая, что напоминает мне перья жар-птицы. Она лежит на специальной подставке. Из тьмы проступают распятие, фонари и распростертая на полу фигура. Ее нынешний владелец без устали кается. Муки совести понемногу сжирают изнутри, Генрих состарился прежде времени. (Моментально вспомнилось начало предыдущего спектакля. И так на протяжении всей постановки. Многочисленные "зеркала" будут протягивать ниточки к миру "Ричарда", к чувству утраты. ) Генрих пытается отмолить грех, цену которому по-настоящему знает лишь он один. Ну и стоила ли корона того, что б после из-за нее не спать?!. Мгновенно вспомнилось, как внимательно вглядывается свергаемый Ричард в глаза кузена, словно точка невозврата еще не пройдена, словно хочет убедиться, что Болингброк осознает, какую ношу на себя берет. Мне не мешает, что Генриха играет теперь другой актер. Скорее наоборот, избавляет от груза "истории с продолжением".
Заканчивая молитву, нынешний король распахивает одеяние пилигрима, открыв доспехи. Ого! Едва получив корону, Генрих не расставался с мечом. Теперь в кольчуге. Хороша же у него жизнь. Слова про поход это для других. Я вижу страх. Венец давит. "Какими же словами молиться тут? Прости убийство мне?.. Нет, так нельзя... Я не вернул добычи... " - это говорит другой король в другой пьесе, но как подходит. Персональный призрак в углу. Видит только Генрих. Вспомнила Козинцева: в ком жива совесть, те видят... Эх, хорошо! Слои, слои, слои... Всматриваться, впитывать их такое удовольствие. Не перестаю радоваться свободе от тоски по определенному лицу. Прежде у меня такого не было. Узнаю тех, кто играл в "Ричарде". Море восторга. Семья, как она есть в квадрате снова на первом плане. Общественное складывается из частного и глубоко личного. Водоворот происходящего захватывает, следить невероятно интересно. И я еще раздумывала, стоит ли идти на эту постановку! Дело в том, что я недолюбливаю Фальстафа. Как-то с ним у меня не срослось. Ну вот не мое... Все жду - а вдруг... В этот раз не возникло ощущений, что толстяк-врун от бога главный герой, а король, чьим именем названа пьеса, как-то по боку. Все было в равных пропорциях. Для меня по крайней мере.
В этой истории расширилось социальное пространство. Здесь не только королевский двор и высокородные рыцари, здесь простолюдины со дна общества. Невольно сравниваю с "Пустой короной". Спектакль Дорана мне нравится больше. Он сочнее, логичнее, ярче. Жизнь бьет ключом. (Хотя Тома я по-прежнему люблю. Мне очень понравился такой взгляд на Хэла.) Принц Уэльский у Дорана логичное продолжение своего отца, еще одно яблоко от яблоньки. Я смотрю на него и как-то не по себе. И это будущий "идеальный король", победитель при Айзенкуре? Б-р-р-р... Посмотрим, что дальше из него выйдет, Доран замечательно вчитывается в текст, я доверяю ему. Пока же отец воет, мол, младенцев фея в люльке подменила, Нортумберленду достался королевич, а горемыке Генриху - Хотспер. Ах, если б доказать, что это правда!.. В глазах отчаянье. От того, кто бодрым маршем отобрал корону у предшественника, никак не ожидала подобного надлома. (пьесу знаю!) Он словно полагает: это - расплата. Ричард незримо рядом все время.
А что же Хотспер, которого король поминает, как образец рыцарской добродетели? Переполненные безумием глаза, крепкая фигура атлета, истеричный тон. Орет, даже себя не слыша, что говорить об окружающих. Справиться с ним может лишь родной отец. И то временно. Ограниченный грубиян, дипломатия не по его части. На языке то, что на уме: король неблагодарный нам задолжал. И далее список, где, как и при каких обстоятельствах Генрих-неблагодарный-Болингброк заполучил корону и поддержку. А еще из многочисленных перепалок и диалогов проступает светлый образ короля Ричарда II. Приходилось сдерживать рвущийся наружу злой смех. Так теперь Ричард всем хорош! Что ж вы с ним так обошлись?! А?!!
Очередной бесконечный монолог Хотспера Нортумберленд оборвал просто: схватил за ухо и выкрутил, прижав к полу. Держал так до тех пор, пока не услышал скулеж: батя, я все... да все уже... заткнулся... Только тогда отпустил. Выдаст ведь своим визгом, язык держать за зубами не умеет, а у нас тут намечается заговор. Очерчен круг участников, подсчитаны силы и финансы. Пророчество Ричарда, что "мало тебе будет - захочешь больше" сбывается во всей красе. "Мятеж валялся на дороге, он поднял..." - скажет потом Фальстаф о развернувшихся событиях.
Наверное есть какая-то высшая справедливость в том, что недавние союзники принялись рвать друг другу глотки. Хотя война страшна. Битва у Шрусбери потрясла воображение. Такого напора, такой скорости и мощи в театре я не ожидала. Спектакль закончился многоточием. Жду продолжения. Пойду хотя бы ради того, что б услышать, как они произносят текст. Это ж праздник! И хотя в "Генрихе IV" полно прозы, все равно звучит стихом.
Актеры. Я в них влюбилась. Во всех. Четвертый случай в моей жизни, когда при имени театра тепло на душе и второй, когда все там стали родными.
Помните мальчика-конюха из "Ричарда"? Кроме того Эллиот Барнс-Уоррел играл еще кучу народа и все они были разные. Обрадовалась, увидев в "Генрихе". Две роли, но каких! Младший брат Хэла, принц Джон и трактирный служка Френсис. Это надо видеть!!!
Кусок, когда Хэл с Пойнсом дразнят Френсиса, не давая сообразить, к кому ж бежать, в "Пустой короне" оттолкнул. Это было жестоко и не вязалось с тем принцем, что вышел у Тома. Тут же было любопытство. Дорановский Хэл словно исследует странный мир, в котором он вращается, пока есть возможность. А еще этот принц скользит на своей волне, не борясь с судьбой, не пытаясь ее обуздать. Он просто живет. В глазах часто мелькает страх. Ему далеко до книжных рыцарей и кодексов чести. Такой способен отказаться от друзей, если это надо для дела. Может быть это почувствует Фальстаф, вглядываясь с немым вопросом и надеждой в лицо приятеля и глаза не просыхающего пьяницы сделаются большими, переполненными болью. Не хочется ему верить в то, что там увидел.
Но вернусь к Эллиоту. Принц Джон воспитан, красив и держится истинно по-королевски. Даже жаль, что не он наследует корону. В битве это воин без страха и упрека. Любовалась. А Френсис суетен, недалек умом, очень простодушен и говорит таким фальцетом, что божищь мой. Повторюсь - это надо видеть!
В спектакле полно "зеркал" - отсылок к предыдущей истории, но одно просто убойное. Перед Шруссбери Хотсперу придут дурные вести одно хуже другого. Он их слушает в кольце немногих соратников. Ничего не напоминает?.. Еще как напоминает. Берег моря и короля которому сообщают, что подмоги не будет, что те, на кого он рассчитывал, переметнулись к противнику. И какая разница в принятом решении. Ричард велел распустить немногочисленное свое войско, махнув на гордость. Что толку зря губить людей? Хотспер, прекрасно понимая безнадегу, командует "к бою!". Для него "а самолюбие мене дороже" важнее чужой жизни. Главное превратно понятая честь и гордость воина. Драка между ним и Хэлом даже чуточку напугала. Постановщику боев трижды браво и низкий поклон. У зрителей Компании крепкие нервы. Яростная драка безо всяких там скидок и ни единого промаха!
Вообще эта запись подарила необыкновенное ощущение погружения. Не верилось, что это снято на камеру, что это театр. Настолько все живо при всех условностях.
Надо, надо сходить еще раз. "Тянет за обе ноги". К тому ж надо хорошенько рассмотреть подробности.
@темы:
Впечатления,
RSC,
"Ричард II",
Шекспир,
Пересечения
Стащила к себе, как обычно - сюда и на Ли.ру.
Кстати, надо действительно будет как-нибудь еще разок сходить, тут ты права.
Вы простите меня, что я пока прервала написание собственых постов. Вдохновение не может продраться сквозь приступы тахикардии...
Поправляйтесь ради Бога! Буду ждать новых Ваших постов.