katja-konfetka.livejournal.com/33594.html?view=...
читать дальше
Красивейший из королей.
May. 17th, 2014 at 11:37 PM
Я даже не думала, что написать отзыв будет так трудно. Спотыкаюсь о слова, не желая доверять бумаге свои эмоции. А кроме того, не выходит описание постановки как единого целого - как я хотела, разобрать каждую сцену в деталях и сложить воедино. Не выходит не потому, что целостная картина не складывается; просто эта картина так объемна, так богата деталями, что мне не хватает слов на всё это. Снова ставлю диск - может, пересмотрев, я смогу, наконец, начать внятно изъясняться? А в итоге ловлю себя на том, что просто сижу и любуюсь Ричардом. И не могу оторваться. Иногда хочется взвыть оттого, что камера фокусируется на ком-то другом. Несмотря на то, что все сыграли замечательно. Но Ричард...
Ни секунды не сомневалась в том, что передо мной настоящий Король. Кажется, в нём каждая клеточка пронизана этим ощущением: чувством собственного достоинства и верой в собственную богоизбранность и, следовательно, извечную правоту. Его высокомерие в начале ощутимо, но - странное дело - совершенно не раздражает, не придавливает к полу. В нём так естественны царственные, повелительные интонации и жесты, что я проникаюсь этой его верой в то, что так и надо, что он особенный, избранный.
Ричард очень красив. Конечно, можно сказать, что над образом долго работали. Какие у него костюмы (и с какой скоростью они его переодевали - там же ещё и волосы мешают, рискуя спутаться)! Какая причёска! Только дело в том, что всю эту красоту трудно создать, но не менее трудно - справиться с нею. Это явно не тот случай, когда "пень наряди - он красивый будет". По-настоящему роскошным он выглядит именно благодаря тому, как он несёт на себе эту гордую, отчасти женственную красоту. В нём столько изящества и грации, и такая лёгкость движений, что он не может не притягивать взгляд к себе, как магнитом. Потом вся мишура постепенно слетит, и начнёт проступать подлинная, душевная красота Ричарда. Но что-то королевское, действительно отличающее его от остальных будет заметно в нём до самого конца.
В игре Теннанта чувствуется не только талант, но ещё и очень, очень хорошая школа. Буквально во всём - в пластике, дикции, в умении "держать" зал, в том, как он вытягивает мощные драматические моменты, как не теряется на фоне старших актёров, как он в целом существует в этом гипертрофированно-эмоциональном пространстве театра. Для зрителя, пришедшего посмотреть на "звезду", это действительно может стать настоящим открытием. В кино он другой, и трудно заподозрить, что игра в театре для него настолько естественна - не говоря уже о том, насколько естественными кажутся в его устах шекспировские строчки. Это поражает сильнее, чем "Гамлет" - во-первых, там мы имеем телеспектакль, а во-вторых, перенос действия в наше время. И только окунувшись с головой в эту постановку, по-настоящему понимаешь, насколько он сильный и непростой актёр, и начинаешь иначе смотреть на другие его работы.
Сознание выдёргивает отдельные моменты спектакля, фокусируясь на них. Вот Ричард советуется с фаворитами о приговоре Болингброку и Норфолку - это мелочь, скажете вы. Но это мелочь, прописанная в тексте пьесы - в других постановках её пропускают, в результате чего "смазывается" эффект решения, принятого в последний момент, а король выглядит садистом, который всё заранее знал и просто играл у людей на нервах. Здесь ничего подобного нет.
Вот королева в ужасе вскочила со своего места, услышав приговор. Вообще, в этой постановке её присутствие более ощутимо, чем в других версиях. Ещё не видев всего спектакля, обратила внимание на одну из фотографий - Ричард стоит позади неё, приобняв за плечи. Это сцена прощания (а скорее, последнего скандала) с Джоном Гонтом, и ещё одна "говорящая" деталь. Сразу задумываюсь и о будущем прощании супругов, и о пафосной речи Болингброка про "осквернённое ложе"...
Вот Норфолк впивается взглядом в короля, надеясь найти то ли объяснение своим горестям, то ли подтверждение виновности Ричарда в убийстве Глостера. Его Величество реагирует на это с холодным спокойствием, не моргая и не отводя глаз. Норфолк усмехается - не то обрадованно, не то обречённо. Они друг другу сейчас сказали больше, чем могли бы выразить словами; Болингброку, настойчиво требующему "примирения" (очевидно, в надежде окончательно нейтрализовать соперника) эта пауза кажется непонятной... Эта сволочь не оценила и, кажется, даже не заметила оказанной ему милости - сокращения ссылки на четыре года. Конечно, у него горе, да и папочка расстроился, ага. Только Ричард после этого на его фоне выглядит сущим ангелом. Потому что, при всей нелюбви к родне, он не наслаждается их мучениями. Пожалел дядю и кузена, уменьшив срок. Кузен "отблагодарит" его препровождением в Тауэр - не говоря уже о том, до чего Ричарда довели в сцене отречения. Но об этом, пожалуй, потом.
Надеюсь, продолжение следует.
katja-konfetka.livejournal.com/33804.html?mode=...
читать дальшеДавайте сядем наземь и припомним предания о смерти королей (с).
May. 18th, 2014 at 5:06 PM
Рискую надоесть, но продолжаю написание отзыва о спектакле.
Что мне особенно понравилось, так это сцена на берегу. Любимое место в пьесе. Объясню, почему. Она очень сложная, на самом деле; в течение сцены настроение Ричарда несколько раз меняется, причём полярно: от болезненного возбуждения в надежде на небесную помощь законному монарху до провала в полное, глухое отчаянье и обратно - пока, наконец, ужас от заглянувшей в лицо смерти не заставляет его сесть на землю и завести разговор о смерти королей. Это самый трудный, кризисный момент, который Ричарду приходится пережить. Именно сейчас он понимает, что лишился всего, именно сейчас он по-настоящему отрекается от "пустой короны", впервые в жизни осознавая всю ненадёжность своего статуса. Труднее ему будет только в сцене отречения - но там это напряжение имеет другой характер. Там ему придётся держать лицо, не давая противнику окончательно сломать себя. А здесь ему приходится бороться не с внешними врагами, а с самим собой. Оправиться от шока, собраться с духом. Понять, что на самом деле его ждёт. Распустить остатки войска и в одиночку отправиться на свой последний бой - уже зная, что он проиграет. Именно сейчас с него начинают облетать мишурные блёстки. Король заглянул в Вечность; начинается осознание главного.
Накройте ваши головы: почтенье
К бессильной этой плоти — лишь насмешка.
Забудьте долг, обычай, этикет:
Они вводили в заблужденье вас.
Ведь, как и вы, я насыщаюсь хлебом,
Желаю, стражду и друзей ищу,
Я подчинен своим страстям, — зачем же
Вы все меня зовете «государь»?
Повторю ещё раз: это очень сложная сцена. Когда смотрела "Пустую корону", она казалась ужасно неестественной - но я не могла понять, по какой причине. Дошло только тогда, когда увидела, как её сыграл Теннант. Но сначала цитата. (strengeress.livejournal.com/29734.html)
Уишоу величественно припадал к английской земле, возвращаясь из ирландского похода, умиляясь сам себе до слез - этот радостно и суматошно по тому берегу бегает (года три, не больше), всхлипывая от восторга и почесывая-поглаживая песочек, как свежеподаренного щенка. А когда до него начинают добираться последствия его же собственных безапелляционных действий, начинается конкретная истерика, полная трусость и позор, с рыданиями, перекошенным лицом и плюханием на пятую точку - это Дэвид, он ничего наполовину не делает и самопощада ему незнакома.
С утверждением про трусость и позор я не согласна категорически, а над фразой про щенка долго смеялась. Но читая это, я понимаю, в чём основная разница. Ричард-Уишоу в начале этой сцены именно что продолжает концерт с самолюбованием, идущий с начала фильма, и да - "величественно припадает" к земле. А потом как раз и начинается "конкретная истерика", перемежающаяся моментами полного безразличия и апатии. Выглядит это более чем странно, а сам Ричард производит впечатление вздорного и не вполне адекватного подростка тридцати лет от роду. У меня эта сцена не вызывает, если честно, никакого сочувствия.
Когда Ричард-Теннант выбегает на берег, я понимаю одно: у него уже сейчас нервы на пределе. Пока что это возбуждение со знаком плюс - он радуется возвращению на родную землю. А потом падает на берег и начинает разговаривать с землёй - он ведь уверен в своём богоизбранности, в том, что даже природа должна быть на его стороне. В этом приступе духовного экстаза (с оттенком язычества) он забывает, что на него смотрят. Ненадолго - но за это время успевает шокировать своим поведением епископа Карлейльского. Опомнившись, просит над ним не смеяться, объясняет свои действия. Потом ему сообщают плохие новости - и настроение меняется, резко, полярно. Но градус напряжения остаётся прежним.
Помните, в недавно приведенном мною отрывке из книги "Жизнь и время Чосера" Джона Гарднера речь шла о том, что король был неврастеником? Заглянем теперь в Википедию. Один из симптомов заболевания - повышенная психическая возбудимость. То есть, для Ричарда была характерной вот такая обострённая реакция при чрезмерном эмоциональном напряжении - неважно, со знаком плюс или минус. А слово "неврастеник" сорвалось у меня с языка само собой ещё при просмотре, до прочтения этого отрывка. Вот это как раз то, в чём заключается принципиальное отличие: у Ричарда-Теннанта это не вздорность, не невоспитанность - это именно особенность психики. По крайней мере, я так это вижу.
А потом он услышит о казни фаворитов - и станет очень испуганным, хрупким и беззащитным. Сядет на землю, сжавшись в комок - его совершенно явно трясёт. Корону он отшвыривает, как что-то мерзкое; какая уж тут вера в богоизбранность, когда он в одночасье лишился всего... Почему мне кажется, что сейчас он увидел свою будущую смерть? Но кризис понемногу проходит, отчаянье уступает место смирению. Его подхватывают за руки с двух сторон, ставят на ноги. Епископ снова надевает на него корону. Нет, король в Ричарде ещё не умер окончательно - но с этого момента он отступает на второй план. И Ричарду предстоит найти опору в собственной человечности, чтобы не сломаться.
@темы: Впечатления, RSC, "Ричард II", Шекспир, Дэвид Тэннант