воскресенье, 13 апреля 2014
09.04.2014 в 00:27
Пишет
Ro:
Ричард II, дубль дваМне таки удалось сходить на него второй раз, благо, показы в кинотеатрах продлили. И как же я рада. Шла домой вся... сложно даже сказать.. умиротворенная. Вот такое впечатление.
И дело не только в Теннанте, понимаете. Мне почти все в этой постановке нравится.
а именноНравятся минимальные декорации и помост, зрительно разделяющий и демонстрирующие перемещение персонажей в потоке жизни - вознесения и падения.
Нравится свет, простой и достаточный.
Нравится звук - живые фанфары и живые женские голоса.
Нравятся костюмы. То, что зацепило еще в первый раз - светлые летящие одежды на тонком, летящем короле и его придворных. И тяжелые доспехи, темные плащи на коренастых фигурах Болингброка сотоварищи.
Нравится режиссура и нравится игра... ах как они играют. Все, правда.
Болингброк, будущий король. Который вроде бы и справедливости ищет, и вроде бы для страны полезней, но... но... но чего-то все равно не хватает, может быть того самого благословения, осознания себя наместником бога - и он не может радоваться, даже когда Ричард отдает ему корону, и его гложет незавершенность, и над гробом с телом Ричарда он злится, потому что понимает - теперь ему никогда этого завершения не получить...
Верный дядя Йорк, до того верный, что служил Ричарду, и служил его сопернику, и никому не изменил, ну ведь что может сделать старик в самом деле. До того верный, что собственного сына побежал закладывать - и ведь что примечательно, с сыном ничего не случилось. Хе.
Ну и король, разумеется. Восхитительно совершенно сыгранный. Заметно меняющийся за спектакль. И местами прекрасный до.. до эльфийскости, ага
Инфантильный и своевольный, эдакий избалованный ребенок, как нечто само собой разумеющееся воспринимающий свою абсолютную власть. И искренне верящий, что она - от бога и потому он не может быть не прав. Развлекающийся, бездумно тратящий, смеющийся над чужой смертью и спокойно присваивающий имущество Гонта - ну ведь ему нужно и он король - значит так правильно. Искренне верящий, что при его появлении, словно при восходе солнца, разбегутся все враги и противники. И вдруг оказавшийся без поддержки - это настоящая паническая атака, когда он задыхаясь, сжимается в комок посреди сцены, словно испуганный ребенок. И как испуганного ребенка его утешают, поднимают и уводят заботливые взрослые. Сцена сдачи Болингброку.. Ричард последний раз на помосте - там, на высоте, с которой ему придется пасть. И рыдающий Омерль. И наверное тут первый проблеск чего-то более.. зрелого, не детского в короле, пытающемся его утешить. По-человечески, не по-королевски. Эта дивная, дивная сцена отречения, где вновь проявляется эта королевская истеричность, эдакое любование размахом собственных эмоций - смотрите, как я страдаю! - при абсолютной их искренности. И когда он произносит слова отречения - они такую картинку строят, что просто на кадры разобрать хочется и в рамочку.
Единственный, кого мне не удается уловить в этой постановке - это Омерль. Не понимаю... разве что считать его ребенком еще большим, чем сам король. Маминым сыночком, который и короля любит, и папу слушаться привык, и заговор хочется, и страшно-страшно-страшно и что верности, что страху, что предательству он отдается как-то полностью и с головой.
Еще два момента. Мне понравилось. что в первой части король все время.. буквально летает по сцене, бегает легко и стремительно, кажется, почти не касаясь пола, легкий-звонкий-прозрачный. Во второй же части он все больше сидит, лежит и даже ползает по земле. Апофеозом - приковывающие его к полу темницы цепи, который снимают перед последним моментом... после которого он уже не коснется этой земли... чтобы потом возникнуть парящим видением в нездешнем свете, возникшим над таким материальным Болингброком.
И еще - поцелуй. С которым так носились в некоторых обсуждениях (рядом со мной явно сидела фанатка, в этот момент я просто ощущала как она сдерживает рвущийся писк
) И который совсем не о том. По сути, за спектакль Ричард целует троих. Он целует Болингброка как король, даря благословение и выражая свою милость. Он целует королеву как супруг (а она его, между прочим, целует как любящая женщина, но это отдельная история). А вот Омерля он целует просто как человек, человек одновременно ищущий и дающий утешение. Еще что хорошо во второй просмотр - на субтитры уже почти не смотришь.. можно сосредоточиться на лицах и общей картинке.
И главное - я теперь видео хочу. Чтобы разобрать на кадры, ага

URL записи
@темы:
Впечатления,
RSC,
"Ричард II",
Шекспир,
Дэвид Тэннант