Его появление, как удар. Резко. Безумно пугающе. Вздрогнула. И подпрыгнула, когда ахнула музыка и возникло бесконечное облако плаща. Призрак огромен. Когда Принц устремляется за ним, он кажется таким маленьким. Шагающий рыцарь вровень с башнями замка. А голос у него тих, печален и спокоен.
Призрак интригует. Имени актера нет в титрах. Изумительный голос. И глаза. Прощаясь, Призрак поднимет забрало. Человеческие, страдающие, любящие глаза видны несколько секунд. Для этого "Гамлета" Призрак - СОВЕСТЬ. Его видят те, в ком она есть, те, кто помнит.
Как же завидую маме, что она видела "Гамлета" на большом экране!
Про появление Призрака у нее всегда была отдельная история. До него все сидели нормальными зрителями, но: "Смотрите, Принц! Вот он!" и - дружно ахнув, незнакомые до этого друг с другом люди обнялись. Сидевший рядом с мамой схватил ее руку и сжал до хруста. Все выдохнули только когда Призрак закончил дозволенные ему речи (так в тексте!) и ушел. Точнее исчез.
- Извините, - виновато сказал сосед, выпустив руку и осторожно отодвинувшись.
Мама умела показывать в лицах происходящее. Я живо представляла себе и ее и этого молодого мужчину, и энергию фильма, бьющую через край. Творилось волшебство. Шекспир был реальнее обычной жизни. За Гамлета переживали, словно был родной, не посторонний.
И про аплодисменты.
_ Мы ж ведь не дураки сидим. Ну как он нас услышит?! А все равно хлопаем. Как один. - В тот момент у нее в глазах почти слезы и такие лучи счастья, что завитки берут и летать хочется. - И в самом конце. Когда его выносят - опять все зааплодировали. И встали.
Я роняю челюсть вниз:
- Встали? - до меня с трудом доходит ТАКОЙ факт, такая степень восхищения. Но рассказ не ставлю под сомнение ни на минуту.
- Встали.
Можно мерить успех количеством призов, их значимостью и авторитетностью. А можно вот этим: зал стоя аплодирует изображению на экране.
Солдаты на плечах несут павшего воина. Яркое солнце освещает процессию. Его не было в кадре с момента, как Принц вихрем ворвался во двор замка и позади него опустилась тяжелая решетка. Погода бывала всякой: и пасмурной и ясной. Но не было такого чувства, что солнце словно вырвалось на свободу. Гамлет покидает Эльсинор. "Отмучился" стоит в записных книжках режиссера.
Вот так. Две серии. И в конце каждой - аплодисменты.