Ну как объяснить, как изложить на бумаге то, что я чувствовала, видела во время объяснения Ланцелота и Эльзы? Если описывать все - тетрадки не хватит. Да и не все могу уверенно зафиксировать - слишком всего было много, что-то ускользнуло прежде, чем поняла, что же это было. Мозг как-то странно реагировал на жесты, голоса, текст...
Абсолютно все звучало совсем не так, как привыкла слышать (как никак пять лет смотрю спектакль, и, пусть он в моем списке посещений не рекордсмен, зато относительно стабилен). нерв был другой, и шло это от Авилова.
- Если меня... ну, словом, если нам больше не удасться поговорить...
Боже! Как он серьезен! И сколько всего выплескивается поверх текста, вихрем беззвучного монолога. Он, не отрываясь, смотрит на Эльзу. Она должна понять! Посмотри в глаза! С таким лицом не лгут!! А Эльза вроде бы и не слышит, слишком спокойно-заученно реагирует на все... И произошел взрыв.
- Да знают ли в вашем бедном народе КАК можно любить друг друга?!!!
читать дальшеОн никогда (на моей памяти) не говорил этот кусок ТАК. Монолог произносился уверенно и обстоятельно. Теперь - на немыслимой, все сокрушающей скорости. И вряд ли это когда-нибудь повториться. ТАК получается, когда НАХОДИТ на человека...
- Страх, недоверие сгорят в тебе, исчезнут навеки! Вот КАК Я буду ЛЮБИТЬ ТЕБЯ!
Я не могла ни вдохнуть ни выдохнуть, пока он не замолчал. И Эльза УСЛЫШАЛА. Ответ был достойный.
Дракон какое-то время полюбовался ими, с усмешкой отослал Эльзу домой, проследил за реакцией обоих. И выдал замечательный жест: на фразе "когда Я... начну...", достал из кармана часы, взглянул на них, оценил... положил обратно и закончил ернически: "я не скажу-у-у... Вот так."
Далее выкатилась массовка, где вместо Сивилькаевой бегает Карина. Неестественная она какая-то. Прет фальшь. Может, я несправедлива?
Что было интересного в сцене боя? Резкий, внезапный вопль Садовника: "Наслушались!" Дошел человек до предела, терять ему нечего. Хищный взгляд Бургомистра, когда тело Дракона рухнуло на землю за мельницей.
Монолог-прощание заставил уронить челюсть вниз (не меня - зал). До этого Ланцелот воспринимался легко и спокойно. Прощание было жестким и абсолютно без улыбки. Большой ребенок исчез, остался воин, сразивший в неравном поединке чудовище. Силы уходят и надо успеть сказать самое важное и чтобы УСЛЫШАЛИ. Зрители замерли... Помешать говорить Ланцелоту никто не мог, даже тот ребенок-хулиган.
И вновь мощный выплеск эмоций, по своей силе перекрывший объяснение. Люди впервые увидели подлинного Ланцелота, без маски озорства и беспечности. Наслушавшись рассказов о его возможном вводе в "Ромео...", даже подумала, а не пробует ли он в "Драконе" какие-то свои придумки для Меркуцио? Ведь бывало же, что в других ролях отчетливо проступал его император Гай.
он отступил назад и резко закрыл лицо рукой, согнувшись при этом. Потом вскинулся:
- Это МОЖНО. Не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга ТОЖЕ МОЖНО.
Не призыв. Не лозунг с высокой трибуны. Заповедь. Жизненный постулат.
Зал обалдел. Люди не ожидали увидеть ТАКОГО Ланцелота. И он исчез во тьме под благодарные аплодисменты. Актеру, сумевшему взорвать чужое равновесие. В нем не было отчаяния или страха смерти. В тот миг, когда Ланцелот остался с ней наедине, Авилов преобразился. Весь вечер он был очень красивым, но здесь... было нечто. Да - текст, да- персонаж, да - режиссер, но прежде всего - актер, заставляющий тебя чувствовать, думать, реагировать по-другому. Ты попадаешь в другой мир, где он - хозяин.
Слова:
- Вы будете счастливы. Это правда. Это чистая правда. Это самая чистая правда, какая есть на земле...
не требуют доказательств. Они звучат и чувствуешь, что не ради одной Эльзы в смертельный бой вступает одинокий храбрец. Во искупление чужих грехов гибнут рыцари Жалобной Книги. Когда ж поумнеем-то? Когда оценим меру подвига? Когда перестанем равнодушно смотреть на то, как на "площади умирает человек один-одинешенек"? Или этот замкнутый круг "равнодушие-подвиг-предательство-равнодушие" вечен? Если так, то дела наши плохи.
Второе действие. Он возник на лестнице резко, внезапно. смотрел-смотрел, да и не выдержал. Сдернул шапку. Такое лицо я у него однажды видела. Но таким огнем полыхнуло изнутри человека, что В.Г. стоящий к нему спиной вдруг начал заикаться и совсем не по-театральному. И какой-то зритель, увидев Ланцелота на ступенях лестницы, злорадно выдохнул: "Вот те РАЗ." И весь зал вновь сжался и затаил дыхание. А потом облегченно выдохнул. Нет, не тень, не призрак стоит перед нами. Показалось, что какой-то паралич сковал и актеров, какая-то неведомая сила держит их на расстоянии от авиловского персонажа. Словно ток в воздухе.
К моменту, когда все это случилось, меня едва не угробила Галя. Кто сказал, что Галкина посредственная актриса? Он не попадал под глаза Эльзы. Такого со мной не проделывал никто, даже Виктор, великий специалист по таким штучкам, после которых лежишь пластом дня два и считай - дешево отделался. Она смотрела прямо в зрачки и отвести взгляд - сознаться в каком-то преступлении. Лицо ее было немыслимо-красивым, а взгляд скорбным и осуждающим. Почему она так смотрит? Не я виновата в том, что произошло и ПРОИСХОДИТ? На секунду отвлеклась на Бочу - и взгляд Эльзы стал еще жестче и безжалостней. Перед глазами от напряжения поплыли круги, в центре которых сияло лицо Гали. А сидела-то на шестом ряду. И не думаю, что она меня могла видеть...
Давненько не видела, что бы зрители так тепло реагировали на возвращение Ланцелота. Оказывается, его успели полюбить! И люди не знали (или забыли) концовки. Что бы там ни было, он стоял ЖИВОЙ и не собирался церемониться.
Генрих привычно залебезил- затараторил, полез в карман за списком папашиных преступлений. Его остановил хриплый рык, больше похожий на стон. Генрих растерянно развел руками:
- Меня так учили...
- Всех УЧИЛИ! Но почему ТЫ оказался ПЕРВЫМ учеником... (Ланцелотовой ярости не хватило, отвернулся и тихо с тоскливой улыбкой...)... скотина такая.
СОЖАЛЕНИЕ о загубленной жизни.
Опасения Президента вольного Города в том, что за год характер Ланцелота мог испортиться подтвердились
_ Друзья мои...
- Мы здесь! Бодро шагнул вперед, выставив грудь колесом.
Зал грохнул хохотом. Ланцелот мрачно посмотрел сначала под ноги, потом на Бургомистра и его сына и жестко распорядился:
- Возьмите их, Президента и и Бургомистра.
Потом отступил назад, прислонился к колонне, скрестив руки на груди, спокойно наблюдая за тем, как ошалевшие от счастья жители гоняются за Президентом. Генриха скрутили сразу, а вот Гриня умудрился сбежать и спрятаться за спину Ланцелота. Вылавливали его именно там.
Наконец, все набегались, насмеялись... Пауза.
- Видишь: я не тот, что был год назад.
Печальный, мудрый воин. большой ребенок исчез бесследно.
И в конце-то концов, сколько можно скитаться? Почему Ланцелот должен в одиночку помогать людям? Почему бы им не поддержать рыцаря Жалобной Книги.
Финал шварцевского "Дракона" закономерен и честен. Ведь бой еще не окончен. Дракон убит, но это полдела. Остались души, покалеченные ящером.
- Работа предстоит мелкая, хуже вышивания... В каждом из них придется убить дракона.
Последняя фраза Ланцелота в спектакле была очень красивой и сильной. Сколько смотрю - столько вариантов "счастья". В этот раз он знал, как оно выглядит и где лежит. Никаких вздохов, трибун и предстоящей каторги.
После увиденного я была готова летать и совершать подвиги.
Ю-З. "Дракон" 3 декабря 1994 года. Часть 2
Ну как объяснить, как изложить на бумаге то, что я чувствовала, видела во время объяснения Ланцелота и Эльзы? Если описывать все - тетрадки не хватит. Да и не все могу уверенно зафиксировать - слишком всего было много, что-то ускользнуло прежде, чем поняла, что же это было. Мозг как-то странно реагировал на жесты, голоса, текст...
Абсолютно все звучало совсем не так, как привыкла слышать (как никак пять лет смотрю спектакль, и, пусть он в моем списке посещений не рекордсмен, зато относительно стабилен). нерв был другой, и шло это от Авилова.
- Если меня... ну, словом, если нам больше не удасться поговорить...
Боже! Как он серьезен! И сколько всего выплескивается поверх текста, вихрем беззвучного монолога. Он, не отрываясь, смотрит на Эльзу. Она должна понять! Посмотри в глаза! С таким лицом не лгут!! А Эльза вроде бы и не слышит, слишком спокойно-заученно реагирует на все... И произошел взрыв.
- Да знают ли в вашем бедном народе КАК можно любить друг друга?!!!
читать дальше
Абсолютно все звучало совсем не так, как привыкла слышать (как никак пять лет смотрю спектакль, и, пусть он в моем списке посещений не рекордсмен, зато относительно стабилен). нерв был другой, и шло это от Авилова.
- Если меня... ну, словом, если нам больше не удасться поговорить...
Боже! Как он серьезен! И сколько всего выплескивается поверх текста, вихрем беззвучного монолога. Он, не отрываясь, смотрит на Эльзу. Она должна понять! Посмотри в глаза! С таким лицом не лгут!! А Эльза вроде бы и не слышит, слишком спокойно-заученно реагирует на все... И произошел взрыв.
- Да знают ли в вашем бедном народе КАК можно любить друг друга?!!!
читать дальше