olga_endymion
Жизнь - это апельсин
Спасибо группе DAVID TENNANT ASYLUM за тему "Обсуждаем "Дон Жуан в Сохо" (vk.com/topic-64483458_35177164)!!!
Взяла оттуда не только еще два рассказа, но и фрагмент возникшего следом диалога.

Отсюда: vk.com/topic-64483458_35177164?offset=20

Ева Анубис
15 мая 2017


Наверное, я никогда не рассказала бы лучше, но я всё равно оставлю несколько слов.

Ох, как я этого ждала.. Поэтому очень сложно просто взять и написать про спектакль. Я и сейчас не уверена, что смогу нормально изложить мысли, потому что они перемешаны, свалены в кучу вместе с другими, с эмоциями по поводу первой в жизни встречи ДТ в реальности. Но я попытаюсь их разделить.

О театре и его работниках: До чего же маленький, но такой красивый театр! Ты как будто попал в викторианскую кроличью нору и выпал в барочном и помпезном зале. Сотрудники театра, их не очень много, общаются с гостями, как будто давно всех знают, объявляют важные вещи громко, с гордостью и шуточками.) Вообще, они даже стали своими прямо. Честно говоря, хочется вот прям взять и отблагодарить их чем-нибудь за то, что они такие милые.

У меня было всего четыре спектакля, два из которых получились внезапно и в центре первого ряда! Благословенные дэйтикеты. Смотреть это с такого близкого расстояния – это отдельная тема. Потому что мало того, что ты находишься на расстоянии пары метров от действа, так ещё и никого нет спереди, взгляды актёров иногда скользят по тебе и можно рассмотреть каждую мельчайшую деталь (иногда даже что-то, что ты не планировал рассматривать). С балкона тоже надо посмотреть, потому что так ты можешь увидеть полную картину и не крутить головой. Но я готова открутить её совсем ради места на первом ряду, если честно (а ещё с первого ряда удобно выбегать после спектакля, чтобы успеть на стейдждор, потому что никто не толпится в узком проходе).
Я согласна с Наташей, что это какая-то абсолютно открытая, идеальная вещь, без подтекстов и интриг.
Если вы читали скрипт до просмотра, то уже ждёте чего-то полуопределённого, немного подготовлены к всяким моментам на сцене, но всё равно то, что ты представлял, совсем не всплывает, ты просто ныряешь сразу в театральную атмосферу. Сидишь и не веришь, что оно всё реально. Но пока на сцене другие актёры и ты такой вникаешь, улыбаешься, а потом вплывает ДонУан. Именно вплывает, такой взъерошенный после ясно чего. Такой весь на пафосе, который потом быстро сменяется его хулиганской натурой. Он тут, он избалованный, он чувствует своё превосходство. Он очень высокий, вытянутый в струну, как будто он немного больше, чем вообще вся сцена маленького театра Уиндам’с. Его голос звучит повсюду и он отличается от того голоса, к которому ты привык – он ниже и более бархатный, и какой-то слишком 3D. В серо-розовом костюме в клетку, розовых носках и галстуке, садится (разваливается) в кресле и тянется к бокалу с виски, хотя до него совсем сантиметры, это уморительно, всё равно тянется и косится на Стэна, мол, ну дааай). И таких моментов в спектакле уйма – трогательных и смешных.

Эдриан Скарборо просто прекрасен. Его персонаж смешной, немного жалкий, но этим не тычут нам в лицо, это ясно без объяснений. Можно сказать, что этим он и яркий. Ещё мне очень понравилось, что он постоянно ломает четвёртую сцену и находится в одном мире со зрителем. Постоянно поворачивается к залу, чтобы прокомментировать очередную ситуацию в духе «Я вас предупреждал». Это разряжает обстановку, приправляет действие волнами смеха из зала и вообще очень выгодно всё оттеняет, мне кажется. Эдриан абсолютно органично выглядит в своей роли.

Если говорить о других персонажах, то, конечно, Лотти – мой фаворит. Такой яркий персонаж, во всех смыслах, и сама сцена, где Доминик и Тео играют парочку вот этих горе-бизнесменов из гетто – одна из моих любимых. (жаль, что Доминик так быстро ускользает после спектакля, так и не удалось поймать её, чтобы взять автограф. Зато с Тео мы даже несколько раз болтали просто как обычные себе люди. Приятный парень. Оказалось, у него в Москве даже какие-то друзья есть).

Кстати, об Эльвире - мне показалось, что когда она играет свой трогательный монолог о том, что он её "использовал, так просто, так грубо..", у неё каждый раз были слёзы. И когда она убегает, они у неё прям капали даже.

Не совсем понимаю, почему многих напрягает и отталкивает идея со статуей. Это же его совесть. Это что-то, что всегда на поверхности, что-то, что гуляет отдельно от ДонУана, можно сказать, его «Портрет Дориана Грея» в какой-то степени, его истина и его палач. И оно всегда было рядом, внутри и снаружи. Мне кажется, не стоит понимать идею с ожившей статуей, как элемент фантастики, это скорее аллегория. Марбер преподносит это очень тонко, вписав в сюжет как бы и реальным и нереальным – и глюком двух укуренных ребят и реальной нависшей проповедью и совестью. Ведь он всегда знал, что где-то есть это признание, что расплата его ждёт, но, как многие из нас, старался не думать об этом и надеяться, что авось хоть не завтра.
Мне очень нравится, как Командор создаёт очень контрастные ощущения – и очень смешно и в то же время иногда страшно прямо. Первый смех из-за статуи появляется, когда он со скрежетом поворачивает голову и отвечает Стэну на приглашение прогуляться однозначным «No». А вот когда я в первый раз увидела, как он ходит, у меня мурашки по ногам побежали).

Ещё более отдельный восторг – музыка. Такое хорошее сопровождение, такое разное, но всегда в тему. А уж уморительно милый «номер» этих двух балбесов в ночном Сохо Сквере – это вообще ван лав. На повтор и повторять каждое слово и движение) Изящный и игривый, лёгкий, дурашливый ДонУан и Стэн, который еле дотягивается до висящего микрофона, кажется, как будто он такой: «И я, и я тоже что-то значу».
О танцах – здорово, что в них участвуют почти все те же актёры, что исполняют роли, а не отдельный кордебалет. Они превращаются в духов Сохо, они носят маски, потому что это и не они. Номера хорошо поставлены, у них есть смысл. И раз на третий ты уже подпеваешь.
Вообще, я прямо блаженно таю от того, как они умеют смешать комедию с трагедией. Как это друг друга постоянно сменяет, держа тебя в центре событий, пуская тебя по американским горкам, включая контрастный душ.

Монологи ДиДжея просто вырезать и в рамочку. Сплошной восторг, как это сделано. Что в Сохо Сквере, что в конце после фейкового раскаяния. Прямо кулаки сжимаешь. И мне нравится, что Марбер адаптирует текст под события, которые актуальны именно сейчас, про Трампа, про эти сливы, если ты повар – готовь и заткнись, если ты садовник – стриги кусты и заткнись, если ты актёр – пппфффххххвааа…!» - и зал понимающе хохочет. Это настолько сочно, что хочется выбить себе на футболке, да уж слишком много неприличных слов – в театр не пустят.

Момент с рикшей ооочень волнует! Ты и не ожидаешь такого поворота и таких ракурсов, а оно раз – и ты видишь ДиДжея абсолютно над собой, озирающегося, восторженного, смотрящего на зрителей, а потом – «… не рассчитывай, что я заплачу за билет».

Отдельные пунктики – это различия в разных спектаклях. Теперь я и сама поняла, насколько это приятно – видеть различия, раньше я просто верила на слово – Когда, например, упали часы, которые Диджей кидает бездомному, он так сымпровизировал: «Ну, теперь их цена немного упала». Или один раз в сцене ночного Сохо Сквера, поедая картошку, он вытащил поломанную пополам чипсину. Он должен сказать здесь Стэну, что того закрыла одна чипсинка, но долго пытался её выпрямить или ухватить и в итоге сказал «Тебя сделала невидимой половинка чипса». Когда ты наблюдаешь такие моменты, ты чувствуешь какое-то «вввжжухх…хистори..».

Немного о Дэвиде: До чего же его много на сцене и до чего же хочется ещё. Все эти позы, когда он заполняет собой каждый подлокотник на кресле, изящные пальцы, держащие сигарету Gitanes и бокал с виски. Как он подгибает ногу, как стоит, прислонившись к стене, наблюдая за хаосом, который сам устроил, как будто ребёнок, который не ожидал такого веселья. А ещё все эти «неприличные» моменты, от которых весь первый ряд ловит свои оползни. Но эти моменты как будто совсем не для этого, а как фон для смешной ситуации, очень остроумно смешано. Но как бы, знаете ли, всё равно. Я морально готовилась, что мне придётся умирать со стыда, но всё не так страшно, как казалось, тебя отвлекают одним действом от другого. Как на нём красиво висит эта «пижамная одежда», вообще может на человеке красиво смотреться и висеть такое? Как это вообще возможно? Как вообще человек может быть одновременно таким расхлябанным и таким изящным и статным? А ещё, кстати, если кто очень интересуется теми самыми «красными труселями и золотым халатом», то спешу вас успокоить – с первого ряда видно, что труселей там двое – видимо для надёжности 😆. О самом ДиДжее писать особо не буду - это пока сложновато, да и другие опишут ярче.

Поклоны. Единственный минус поклонов в том, что их не хватает! Ты хочешь отапплодировать себе все ладони до красноты, но нет – у них не принято слишком часто выходить по просьбе зала. Но какие же они все счастливые в этот момент – глаза светятся, улыбки сияют – такие довольные, благодарные, уже другие люди, как-то оказавшиеся в этих костюмах.

Простите, что вышло так сумбурно.

П.С.: В один из разов обнаружила на краю сцены каплю искусственной крови с его рубашки. Она была липкая.


Мария Муратова
25 мая 2017

Я далеко не знаток театров. Я и в русских театрах была в последний раз…. Хм… больше 5 лет назад точно)) Что уж говорить о зарубежных. Поэтому прошу не считать мой поток текста ниже рецензией или какой-либо грамотной критикой. Это будут несвязные эмоции вперемешку с хаотичными мыслями)
Как же здорово, что я прочитала пьесу до спектакля. И в оригинале, и в переводе. Иначе я бы просто не смогла ничего воспринять. Не потому, что я не знаю английского языка. А потому, что я не могу одновременно смотреть на Дэвида Теннанта и слушать его. Это и дистанционно, просматривая записи, происходит. В живую… это ощущение во сто крат сильнее и у тебя наблюдается на фоне созерцания прекрасного стабильный расфокус смыслового восприятия до самого конца. Я до сих пор не могу осознать, что вот, я сидела во 2м ряду, буквально в паре метрах от сцены, дышала одним воздухом, видела перед собой уникальное действо. Уникальное – потому, что каждый спектакль разный, неповторимый, со своими особенностями. Это ведь не фильм, который пересматриваешь и там каждый раз все одинаковое, максимум – меняется твоя внимательность и восприятие. Это живая игра в реальном времени, которую просто физически не возможно идентично повторить. И это прекрасно. Взять хотя бы момент с упавшими в один из дней часами в сцене с бездомным. Я купила только 2 билета, но сейчас, понимаю, как же этого было мало. Тебе не приедается это смотреть, полагаю, даже после 6го раза и все по той же причине уникальности и неповторимости. Ну и по причине Дэвида конечно же 😄
Так как по сюжету у меня уже был огромный отзыв ранее, здесь будут дополнения:
Со сцены постоянно слышны запахи – табачного дыма, виски (они же не пьют алкоголь на сцене, как же они это делают?), даже картофельных чипсов в сцене Сохо Сквер со статуей и скамейками. Хотя чипсы уже настоящие точно)) Помимо живого присутствия актеров, это окончательно погружает тебя «туда», в самый эпицентр действия.
Кто-то сказал, что пьеса пошлая. Это крайне возмутительно, так как нельзя назвать таким словом прекрасное, каким бы смелым и откровенным это прекрасное бы ни было.
Я поняла, что вызывает сочувствие из жертв DJ, у меня только Мэтти. По сути только ей в моем понимании и восприятии было причинено настоящее горе и травма. Хоть и ненамеренно со стороны DJ, он хотел причинять физический вред ее мужу. Эльвира же вызывает искреннее сочувствие вплоть до слез в ее монологе в сторону зала в первом акте, но оно сглаживается, а потом и вовсе развеивается, когда она рассказывает, что именно она испытала от краткосрочных отношений с DJ и как ей это понравилось и после, когда она его пытается удержать отсылками к совести, долгу и семейным узам, мне кажется, ей самой не столько стали важны «идейные» причины, сколько хочется «продолжения банкета» из удовольствий. Но сама она себе в этом не признается, конечно. Вот буквально на днях у меня возникла эта мысль, может я буду не права, конечно.
Лотти же с ее потребительным и меркантильным поведением, вероятно, ни у кого сочувствия не вызывает. Однако, с ней все хорошо, она проживет долгую и, возможно, даже счастливую жизнь. Не смотря на то, что она предает Пита из меркантильных соображений, буквально продает себя за потенциальный титул и так далее.
Очень жалко Стэна, который по сути несчастен в свой дружбе/служебных отношениях с DJ, но он сам хозяин своей жизни. Когда он говорит о том, что он хочет семьи, спокойной жизни и прочего в этом духе, мне хотелось сказать: «Ну и почему ты не живешь тогда так? В чем проблема, ты свободный человек. Действие происходит в 21 веке, ты не раб, ты подчиненный. Ты можешь поменять работу в любое время, так в чем проблема? Не хочешь, значит тебя все устраивает. Тогда работай и не жалуйся.»
Ведь дело не в неоплаченном чеке, эта проблема здесь до кучи. Дело в том, что Стэн не знает, на какой стороне ему остаться – он то поддерживает DJ, то предает. Он во всем винит DJ, ведь так легко ответственность за свои несчастья переложить со своих плеч на чужие.
Он бы мог предупредить Эльвиру и ее семью за эти 2 года, предостеречь, но нет.

Он бы мог не признаваться Колу, что DJ изменяет жене в отеле, держать оборону, но нет. Он своим бездействием причинил сердечную боль Эльвире и смерть DJ. Бездействие, кстати, тоже считается формой преступления.
Но не смотря на все это, персонаж с невероятно талантливой подачи Эдриана вызывает большую симпатию и участие. На взаимодействие этой парочки можно смотреть бесконечно😌
В конце, когда DJ убивают, танцующие люди улыбаются, вроде бы и зрителям передается это настроение, но мне, если честно, улыбаться не хотелось. Не смотря на то, что в спектакле так много комического, вот это трагическое в финале все перебивает. Напротив, хотелось плакать. Вот эта вопиющая несправедливость, убийство человека за… по сути уголовное преступление как возмездие за отсутствие состава преступления со стороны DJ. Ну кроме непреднамеренного причинения вреда здоровью мужа Мэтти. И фраза за сценой о том, что весь город теперь вздохнул спокойно. Вздохнут спокойно, потому что он наносил урон их жизни? Или потому, что DJ вносил зерно сомнения в непоколебимость их моральных устоев? Вздохнут спокойно, что им не придется вести с диалог с тем, искренен в своих словах, желаниях и мыслях? У него между ними можно поставить знак равенства, в отличие от большинства людей. Идущего против течения толпы, эта самая толпа раздавливает, в конце концов, и это закон жизни.
Они вздохнут спокойно, потому, что обретут душевное спокойствие и никто не будет подвергать сомнению «общепринятое». Но заслуживают ли они этого спокойствия?
Разумеется, я предположила о себе следующее: «Я обожаю Дэвида Теннанта и поэтому я вразрез здравому смыслу оправдываю его персонажа». Для проверки трезвости своих суждений, я дала почитать пьесу 2м фанатски незаинтересованным в ДТ людям. И, о чудо, они тоже оправдали DJ (и им очень понравилось пьеса!). Они вовсе не сочли его отрицательным персонажем, на фоне остальных действующих лиц, уж так точно.
Один из этих 2х людей, кандидат псх. наук и практикующий психотерапевт, поделилась со мной наблюдениями и выводами и я не могу не передать их тоже:
1.DJ не социопат. У него проявляются порой социопатические черты, но во многих моментах его поведение это перечеркивает. Он даже на половину не социопат.
2.DJ – полигамный сексоголик (да, они бывают еще и моногамные)
3.Большой вопрос почему DJ ухаживал на Эльвирой 2 года, чтобы добиться секса. Как правило, люди с полигамией не способны на столь длительную целеустремленность. Тут у нас еще пробел по информации – насколько сексуально насыщенную жизнь он вел побочно в процессе ухаживаний. Особенно в таких труднодоступных для этого локациях, когда он «голодал в пустыне» и совершал прочие подвиги. Любил ли он Эльвиру? Он в первом акте все отрицает, но было ли это отрицание правдой? Очень много вопросов для меня остались открытыми и предоставляют огромные просторы для вариантов, фантазий, домыслов.
4.По сути зла в нем не больше, чем во многих других, кто ради других своих желаний, не сексоголических, ранит чувства других людей.
Через два дня после последнего посмотренного мной спектакля ко мне неожиданно пришла мысль. Красный свет со звуковым сопровождением. Он появляется лишь 2 раза в спектакле. В сцене в больнице во время оргазма DJ и в момент его смерти. И я не смогла не провести между ними связь – первый раз это был оргазм от занятия любовью с женщиной, а второй раз был оргазм от занятия любовью с жизнью. I’m in love with everyone and everything. Он прожил не очень долгую жизнь, так как он не просто жил жизнью, а занимался сексом с самой жизнью.
В пьесе этого нет, но после того как его ранили и он умирает, он встает на ноги перед тем, как должен погибнуть окончательно, и он счастлив. Он по-настоящему искренне счастлив. Он ни о чем не жалеет. Он прожил жизнь так, как хотел. Опять же в разрез с остальными участниками действа.
Не знаю могу ли я найти какие-то слова для описания игры Дэвида. Особенно после прекрасных и детальных описаний в рецензиях выше.

Еще одно совершенно уникальное перевоплощение, продуманное и выполненное до мелочей, просто безупречное. Блин, какую банальщину я говорю… Предлагаю на этом остановиться, так как я просто впадаю в ступор, мозги растекаются лужицей, и не могу выжать из себя ни слова. Все что происходит в сердце, в нем и остается, в общем😊Краткое содержание – я в нереальном восторге, я могла бы это смотреть вечно, если выкинуть здравый смысл, я бы сходила на каждый спектакль вплоть до завершения. Это прекраснее, чем свет в конце туннеля. У меня все.

Ева Анубис
25 мая 2017
Марiя, Очень интересное замечание насчёт красного света и проведённой параллели. Я раньше не замечала. Это получается, что всю свою жизнь он кого-то брал, а теперь жизнь взяла его самого. Нашла достойного партнёра.
Вообще я бы отдельно даже повосхищалась этим маленьким моментом, когда ДЖ встаёт, окровавленный, как будто говорит "Ну и пусть, чего стоит ваша жизнь, если вы не делаете в ней то, что хотите? Не жалею ни об одной секунде и последнюю секунду сейчас я тоже живу так, как хочу" - такой сильный момент, когда он встаёт и смеётся, в этом смешке так много торжества, жертвенности какой-то и превосходства. Его отец говорил, что у него есть характер, только когда ДЖ «раскаялся», но мне кажется, что у него есть характер именно потому, что он остался верен себе до последнего вздоха. Пусть верен себе в таких убеждениях, которые многим людям чужды и которые они осуждают, в тайне лицемерно завидуя.
Мне ещё понравилось, как ты восприняла Стэна – как не совсем уж положительного персонажа. Стэн малодушен, ты права, что он мечется в своих желаниях. Ему хочется быть таким же, но он понимает, что он an unfuckable hobbit и пытается просто быть в тусовке с тем, кто его в тайне восхищает. Он простой, Стэн, ему хотелось бы покоя и мирной жизни так же, как ему хочется разгульной ночной жизни вместе с ДЖ. Две такие вещи не могут ужиться в одном персонаже, поэтому он чувствует себя постоянно предающим то одну, то другую сторону своей жизни.

Ева Анубис
25 мая 2017
Марiя, Кстати, насчет того, что действие происходит в наше время - это те самые моменты, которые немного странно смотрятся теперь: месть за честь, забирая жизнь обидчика, прислуживание Стэна ( у Мольера - Сганареля). Эти моменты приобрели другие краски и другие характеры персонажей. если у Мольера Сганарель был слугой и ничего не мог с этим поделать, страдал от того, какой хозяин ему достался, то у Марбера Стэн действительно волен уйти в любой момент. Его проблема в том, что он зависим от ДЖ, не только в деньгах, но и вообще. Он бы ушел, и работал водителем кэба, если бы действительно настолько этого хотел.
если у Мольера Дон Карлос и Дон Алонсо мстят ДЖ потому что так принято и так правильно, то здесь мы как будто видим очень импульсивный характер (Алоишеса в частности), вспыльчивый, слишком справедливый, это больше похоже не на акт защиты чести, а на акт обрушения возмущения. Хотя и грань очень тонкая, но она есть, и это здорово сравнивать.

Мария Муратова
25 мая 2017
Ева, мне кажется, ты идеально дополнила мой отзыв)) согласна насчет Стэна... и мне кажется действительно очень красивая параллель получилась с разным временем, другим обществом с другими правилами, Марбер, поместив Дон Жуана в 21 век, придал пьесе новые смыслы. Интересно, а поместив ДЖ, еще на пару веков вперед, какую динамику получим? К сожалению, будущие устои общества узнать не суждено.

@темы: Дэвид Тэннант, Впечатления