olga_endymion
Жизнь - это апельсин
"Шанс сыграть эту роль актеру выпадает раз в жизни." Дэвид Тэннант о Гамлете



Не берусь оценивать, сколько мне понадобилось времени что бы привыкнуть к такому Принцу. Зато могу точно назвать миг, когда сцепилась с ним всем существом. Влетела в его беду, горе, обреченность. Прожила с ним его жизнь, пройдя вместе до самого конца. И только там словно от удара, отлетела в сторону, оставшись по эту сторону, а он по другую... (Я мыслю образами. Простите...)
Спектакль начинается с площадки для охраны замка и первого появления Призрака. Рассматриваю костюмы, мгновенно принимая правила игры. Но вот рассвет и действие перемещается внутрь. Черное пространство, ярко освещенное люстрами. Дамы в парадных платьях, кавалеры в смокингах, в начищенные кирасы охраны смотреться можно. У всех, кому положено, в руках фужеры с шампанским. В воздухе приподнятый дух торжественного приема. Клавдий, одетый во фрак и демонстрируя безупречную выправку, чинно и спокойно открывает благородное собрание. "Пока еще мы траура не сняли..." и т.д. У всех искренние улыбки.
Он стоит чуть поодаль, покорно держа фужер в тонких, длинных пальцах. Такие чуткие руки бывают у музыкантов. Аккуратная прическа. Одет, как все. Вроде ничем не выделяется внешне... Но Господи Боже, как от него веет похоронами и насколько темнее от этого наряд! Дело не в цвете, не в покрое. В чувстве, в душе. Он не одет в траур, он проживает его. Почувствуйте разницу. Пространство, где кто-то выделяется из общей массы тем, что твориться у него в душе. Он смирился с замужеством матери, не успев прийти в себя от потери отца. Дважды потеря! Покорился происходящему, не понимая, как можно отмахнуться от скорби, наплевать на приличия, как можно проявить такое лицемерие к близкому человеку. Я не чувствую, что он пытается привлечь к себе внимание. Будь королева безутешна, костьми бы лег, что бы она не чувствовала себя одинокой. Он любит мать, но душа не вмешает ее поступков. Он понимает, но не принимает ее поведения. Как и всего двора. Это был спокойный, уравновешенный молодой человек, с отменными манерами. И он принц крови. Я верю актеру, верю в этом. Вспомнила, что его родина - страна монархов. Там до сих пор живет многочисленная семья венценосцев. Они ведут общественную жизнь, появляются на публике, люди ловят малейший слух об их частной жизни. Это тоже накладывает отпечаток. Не нужно что-то выдумывать себе в поведении, достаточно вспомнить телепередачу с участием королевской особы. Есть нечто такое, где надобна актерская наблюдательность (одно из первейших упражнений, когда обучают профессии).
Принц ждет неизбежного обращения к нему Клавдия, напряженно уставившись в пол. Физически чувствую неотвратимость этого момента и то, каких сил стоит держаться. Ради матери соблюсти приличия. Здесь нет бунтарства, вызова. Оскорбленные чувства можно сыграть и так. Глазами, темными от боли.
А оставшись один в огромном зале (не считая видеокамер), тихо завоет, сложившись в три погибели. Боль рванет наружу слезами. Положение предписывает быть сдержанным на людях и не проявлять чувства открыто... И пока он не знает, что делать, мир перевернулся...
Почему я так подробно? Просто до этого спектакля начало пьесы летело малость мимо ушей. А здесь так резко обозначилось. К тому же потом ярко подчеркнули слова "так изменился внутренне и внешне". Волосы позабыли расческу, одет в первое, что под руку подвернулось, а обувь вообще послал куда подальше. Но я забежала вперед.

У Тэннанта изумительный голос и он умеет с ним обращаться. И вместе с тем, гоняя запись в который раз, все время слышу что-то новое, не открытое и не исследованное. Браво! Плюс эмоциональная сторона роли. И каждый раз еще что-то и еще... Не получается за один раз ухватить все сразу. А еще пластика. Я не занимаюсь тупым повторением, пересматривая спектакль. Для меня это важно.
Роль фантастически выстроена, прожита, обыграно каждое слово. (Ну тут режиссера надо поминать добрейшим словом! Он же создает спектакль, настраивает на волну "о чем шла речь..."). Спектакль могу и просто слушать, поставив диск на проигрыватель. Ах, если б можно было поделиться всем этим. Обсудить в живом общении, глядя на собеседника, прокручивая кусочки раз за разом, разбирая все по косточкам. Ведь было у меня когда-то такое счастье. Ну пока что извожу воплями "по поводу" дневники.

Призрак. Рассказ об убийстве. Потрясение. Физически чувствую, как упавший на самое дно ада человек начинает медленный подъем. И вот тут-то я и попалась. Там текст про "таблички" и "я это запишу". Так вот, Гамлет "пишет" буквально, на себе. Режет ножом руку, свою раскрытую ладонь. Голос, жест, когда он только держит нож, переводя сосредоточенный взгляд и я знаю, ЧТО он сейчас СДЕЛАЕТ. Клятва, скрепленная кровью. Пальцы левой руки крепко охватывают лезвие, правой поудобнее берут рукоять. Вдох:
- Я в том клянусь. - Одновременно с сильным движением вниз.
Боль. Падение наземь. Я знаю глубину пореза. "Фантазия для сочиненных чувств...".
Порезанная рука. Грязная тряпица, прикрывшая незаживающую рану. Как вечное напоминание: здесь был Призрак. Я не шучу и не смеюсь. Мне было страшно. Принц режет это напоминание БУКВАЛЬНО на себе.
С этого момента я и пропала.

"Быть или не быть" стоит на своем месте. И вдруг дошло: я вижу его после ТОЙ ночи впервые... Нельзя вернуться прежним, побывав в аду. Внутри непомерный груз. Это не история о затянувшейся мести. К черту! Не об этом всё!!! Один персонаж в полузабытой пьесе говорил: "болею всеми горестями мира". Вот Гамлету открылись эти самые горести, он их несет в груди. И смерть так притягательна, так желанна. "Если бы предвечный не занес в грехи самоубийство...". Рука вывернута, словно сломана. В тихом голосе глубоко спрятана мука. Перенос монолога в другое место кажется варварством постановщиков.
Ах, насколько ж неисчерпаема пьеса! Сколько оттенков можно найти для персонажей, для их взаимоотношений!
Офелия что-то протянула. Непонимающе взял в руки, всмотрелся... Письма. Его письма... Вскинул голову, непонимание в глазах. За что? Почему?! "И слушаю - не понимаю...." Это из другого произведения, но подходит. Во всех постановках эта сцена интересная, говорит о многом.
Мне было все равно, что именно говорит принц. Хотелось выть , глядя, как рвет письма, как смотрит на Офелию. Эти обрывочки она потом соберет.
Из таких вот мелочей складывается человеческое. Не скажешь: это принц из сказки, все это далеко и неправда, меня это не касается.
Все настоящее, понятное, очень близкое.
Вернулся назад, подобрал оброненную Офелией книгу. Полоний встал на пути, не дал проверить тайник за зеркалом. Пристал с разговором. И Гамлет издевается, читает вслух, водя пальцем по строчкам:
- У стариков седые бороды...- Взгляд на Полония, словно проверил. - Лица в морщинах... Совершенно отсутствует ум! - Книга оказывается прямо перед носом Полония. Бам! Так ведь это Библия!!! Давно так не смеялась.
Полоний пугается, потому что не понимает и бежит прочь. Вслед ядовитая реплика.

Ни разу не возникло ощущения заученности текста. Ни у кого, но более всего у принца. При первом знакомстве с постановкой сложилось впечатление, что у Гамлета артистичная натура, что он поэт, так легка и стремительна речь. Он не говорит - стихи слагает, даже где переходит на прозу. Хочется поклониться его актерской выучке. При этом Дэвид дышит и говорит, как мой современник. Поняла это, когда приехали в замок актеры и продемонстрировали свое искусство декламации. Вот уж образчик высокого штиля! Сбереженная архаика. Длинна звука, все взлеты и падения голоса. Ах! Это надо слышать! А в "Мышеловке" добавятся жесты. Королева-на-сцене просто бесподобна! Вот только не надо перебивать идиотскими замечаниями божественный настрой. Это про Полония. Лезет со своими замечаниями. Актеры отплатили. Играющие пантомиму заигрывают с министром на глазах у всех в прологе "Мышеловки", выставляя на посмешище.

Даже не заметила, что на Гамлете в общем-то нет черного. Знаковый цвет стал необязательным. И принц не безумен, хотя готов к этому. Зато окружающие все из себя добропорядочные сходят с ума потихоньку от собственных проделок.
Гамлет не строит планов, не умышляет. Он просто хочет докопаться до истины. Разобраться, что за дух ему явился из могилы, поведал ли правду. И с ним не получится расслабленно откинуться и просто смотреть. Сначала я не шибко обращала внимание на его босые ноги. Но их сочетание с безупречным смокингом! Это уже сверх-дерзость, тот еще вызов. Как бестактно и как притягательно. "Ну сумасшедший, что возьмешь...". Двор собирается смотреть спектакль. играют гимн Дании. Принц его виртуозно... высвистывает, не фальшивя и перекрыв музыку. Это уже издевка в квадрате. Я обожаю это место! Кто-то в Тумблере нарезал черно-белый гиф, сохранив исполнение целиком. Получился еще и танец "не сходя с места". Он же не столбом стоит! Беспечная улыбка и пристальный взгляд на Короля. За одно это кланялась бы в ножки.
А еще за то, что ни разу, сколько ни крутила "Гамлета", ни разу не вспомнила другую роль Дэвида. И за то, что тоже умеет быть разным, оставаясь при своем лице, данном природой.
И по мере зашкаливаний восторга, внутри росло великое огорчение, что нынешний российский театр меня вот так не порадует. Степень упадка вгоняет в тоску. Хотя надежда еще остается. Куда ж без нее. Зато радуют британцы, греют душу и будят воображение. "Играющим королей низкий поклон...".

В фильме-исследовании мира пьесы есть кусок о сцене в спальне. Что означает этот кусок, как его играли в разные эпохи. Понимаете, прежде, чем браться за постановку, труппа провела серьезный анализ текста, истории, предшествующих постановок. Вопросы, вопросы... О чем писал автор? Какие подтексты спрятаны? Как это подать зрителю. Счастье, что избавили от намеков на "всякое там". Гамлет - сын, которого предала родная мать. Он возмутительно-резок с ней не по велению Призрака, а потому что сам задет за живое. И понемногу порванные ниточки снова срастаются. Исчезает яростный обличитель, остается ребенок, что горько рыдает, уткнувшись в мать. Боль все таки взяла верх, вырвалась наружу. И пусть Гертруда не понимает Гамлета, но она его любит, желает добра и пытается помочь. Хотя бы недоносительством. Правду о смерти первого мужа она не знала. Как и об отраве в бокале. Не думала, что Клавдий зайдет настолько далеко. Актриса замечательная! И вообще весь ансамбль "Гамлета". Но там есть удивительный и уникальный партнер по сцене.
Йорик.
Это ж череп, скажете вы. Точно. Череп. Который был живым человеком. "В нем когда-то был язык его обладатель умел петь...". В "документалке" Дэвид представляет нам своего необычного коллегу. Рассказывает его историю, бережно достав из коробки, где храниться "Йорик". Этот череп не считают реквизитом. Он - часть труппы.

Сцена дуэли. Отменное фехтование, очень понравилось, как именно Гамлет и Лаэрт обменялись рапирами. Когда Принц вернул Лаэрту "должок", ох и взгляд у него был! И развязка. "Отмучился...". Не помню точно, в каком именно допе Тэннант обясняет, что значат для него последние слова Гамлета: "Дальше - тишина." ("Дальнейшее - молчанье.") - The rest is silence.

Промежуточный итог: во-первых, это надолго; во-вторых, наверняка еще что-то захочу написать по поводу увиденного. А может, выкопаю хорошее фото. В общем, заткнусь не скоро.







Порция юмора с Тумблера:


@музыка: Неопределенное

@настроение: Это я так, по поверхности прошелся.

@темы: фильмы-спектакли, Шекспир, Дэвид Тэннант, Впечатления, "Гамлет"