olga_endymion
Жизнь - это апельсин
Эта постановка - царство СЛОВА. Каждый звук, каждая буковка звучат объемно, выпукло. Компания актеров, где нет примы и массовки - все равные. Где чувствую технику и душа моя поет от восторга.
"Гамлет" у меня давно в нервных окончаниях. Книги, рисунки, фотографии, интерпретации... Безумно интересный мир. Бесконечный. И этот спектакль тому подтверждение для меня.
Во-первых, сначала его играли в театре. Затем, затеяв перенос на пленку, выбрали форму фильма-спектакля. Здесь есть возможности, которых лишен живой спектакль. Сверх-крупный план, к примеру. Или подчеркнутый образ всеобщей слежки: пространство напичкано видеокамерами. Одну из них Принц выдерет с мясом и, швырнув в дальний угол, скажет: "Один я. Никонец-то..." И это текст Шекспира. Потом эти обломки увидит Клавдий. Постановщик не зря ест свой хлеб. Но это не все. Во время "Мышеловки" Гамлет снимает все происходящее на камеру. Король смотрит в упор. Он знает, что он знает, что он знает... Прежде, чем пойти к матери, Гамлет говорит монолог в объектив. А встретив войско Фортинбрасса, продолжает общение со маленькой камерой, ведя свой видео-дневник. Немой "свидетель"... (Как оказалось, в фильме кадры, снятые Принцем, действительно его. Кадры, снятые Дэвидом Тэннантом.)
Кстати, здесь практически весь текст и он на своем месте без перестановок. Каждое слово произнесено не второпях, обдуманно. И это еще один супер-плюс. Оказывается, можно играть эту громаду и не захлебываться скоростью.
Этой постановке идет выбранный стиль. Громоздкие костюмы "а ля история" лишь на несколько минут в "Мышеловке". Это актеры-на-сцене, те, что произносят текст "Убийства Гонзаго". Предшествующую ей грубую, вульгарную пантомиму исполняют в намеках на сценический костюм.
Одежда персонажей практически такая же, что и на публике в зале. Ну, разве что в особом случае переодеваются в вечерние смокинги.
Будь другое оформление, не уверена, что это не мешало внимать тексту. Любой костюм сам по себе история. Его надо уметь читать, желать этого. Здесь все наряды безумно разговорчивы. Принц "переменился внутренне и внешне"? Ну да, ходит по дому босиком. Пока на нем серые джинсы, это не шибко бросается в глаза. Но в безупречном смокинге... Держите меня семеро!
Про оформление хочется говорить и говорить. Разбирать по кадрам, пошагово. Это и огромное вертикальное зеркало, в трещинах которого будут дробиться отражения людей. (Это даже станет обложкой издания на диске). И черное зеркало пола. От своего отражения не спрячешься. Ты в нем постоянно. Просто опусти глаза вниз. Гамлет говорит со своим отражением в первом монологе. К нему прижимается Офелия - "А я, беднейшая из женщин...". Зеркала пришли из "живого" спектакля.
Все время чувствую, что меня сюда не развлекаться позвали, а ДУМАТЬ.
Кто-то сказал, что зрителю неинтересно, что надо побыстрее и поскорее?.. А здесь, развиваясь не торопясь, действие несется, как сумасшедшее. Не обязательно спешить!
Чего только не придумывали с Призраком! Мол, ну мы-то с вами знаем, что это все выдумки... Никому в голову не приходило поинтересоваться, а как смотрели на призраков зрители "Глобуса". Ответ: они были неотъемлемой частью жизни и их классифицировали. Услышать эту "таблицу" можно на протяжении первой половины текста. Замечательное решение: Призрака и Клавдия играет один актер. Патрик Стюарт. Любителям стенать об "актерах одной роли": посмотрите, как сыграны братья. Сколько деталей в жестах, взглядах. У них голоса разные! Призрак очень даже материален и эмоционален. Может любимого сына сгрести за грудки и хорошенько тряхнуть. Голос стонет, рычит, плачет. (С этого куска почувствовала, что все бережно и аккуратно следуют за ремарками, боясь упустить малейшие детали. Внутри запел восторг...). Это в фильме-спектакле можно передать, что чувствует Королева, уверенная, что Гамлет бредит. Призрак здесь, с сочувствием и нежностью смотрит на жену, прикасается к ее растрепанной прическе. Женщина проводит в пустоте рукой по волосам, словно почувствовав что-то, может сквозняк задел... Она не видит Призрака. Широко распахнутые, измученные глаза сына, страх перед бедой, которая приводит в ужас. Она все время пытается смягчить отношение нового мужа к Гамлету. Я постоянно вижу эти порывы, незавершенные жесты, слабые улыбки. Она хочет их примирить. Но муж до последнего, демонстративно ведет разговор с кем угодно, но только не с принцем. Даже на "Мышеловке" он поворачивается с вопросом к Полонию, но того лихо перебивает Гамлет. Я с тобой разговариваю и это все для тебя затеяно. Они друг друга поняли. Клавдий опасен. Перед Королевой внезапно разверзается бездна, она понимает ужас своего положения, поступка и что назад дороги нет. Что придется выбирать. Из груди рвется страшный, грубый, хриплый смех.
Практически нет музыки. А та, что есть - незаметна.
Полоний действительно старый дурак, который чересчур намудрил. Но Лаэрта во Францию он сплавил. Отпрашиваясь у Короля, тот говорит заученную и подсказанную отцом речь. Полоний временами начинает крепко доставать. Детей, слуг, монаршью чету, приезжих актеров. Он сердится, он радуется, суетится, пытаясь быть в курсе всего происходящего в замке. Живой человек. Ловлю себя на мысли, что вот такой "вертлявый хлопотун" не раз и не два встречался по жизни.
Каждый герой здесь не просто набор реплик и мизансцен. У каждого есть характер, предыстория, образ мыслей, уровень развития. Черт, давненько я так не копалась в персонажах.
Но как же я ахнула, увидев платье Офелии, когда ее подослали к Гамлету. Выдумывая свой спектакль, сочинила какого цвета одежда детей Полония. И вот этого самого цвета ее платье!!! И дела нет до фасона. Цвет!!!!! (Кому-то это покажется пустяком.)
И самое неожиданное: где у спектакля была пауза. "Живой" спектакль обрывался в середине фразы. "Он молится. Какой удобный миг. Один удар..." - лезвие в руке на отлете. Темнота. Леди и джентльмены, у нас перерыв. Блеск! Спустя двадцать минут продолжается с той фразы, где оборвали, с той же позы. Двадцать минут зрители задавали себе вопрос:а если все-таки убил?! У фильма-спектакля такого эффекта не будет и про театральную паузу я узнала из рассказа о съемках.
Я пересматриваю эту постановку еще и еще. Нет противодействия или спора с нею. Все туда, все в равновесии. Мне это по душе.

Вот так за один раз все описать не получается. Очень многое осталось за бортом. И прежде всего главный герой. Но ведь я и не собираюсь вот так взять и бросить.



@темы: фильмы-спектакли, Шекспир, Дэвид Тэннант, Впечатления, "Гамлет"